Главная » Статьи » Воспитание ребенка » Воспитание ребёнка |
«На стороне ребёнка» написана в 1985 году врачом, Каким образом воспитателю в 1984 году научиться с большим, нежели его предки, уважением относиться к желанию ребёнка? Прежде всего, ребёнок должен перестать служить средством самоутверждения для взрослого. Нужно, чтобы желания взрослого полностью были устремлены на жизнь сообща с другими взрослыми, и чтобы он, не смущаясь разницей между взрослыми и детьми, помогал малышу, который находится на его попечении, стать самим собой в окружении его собственной возрастной группы. Воспитателю при этом придётся всё чаще и чаще делать выбор в пользу неизвестного, доверять всё более непредсказуемой эволюции. У нас больше нет ориентиров, нет материала для сравнений. Для
Психоанализ обнаружил то, что можно называть «генетической солидарностью». Оказалось, что события, которые произошли в семье человека, пускай даже до его рождения, когда он был зародышем в материнской утробе, — если его мать страдала от них и у неё не было никого, с кем она бы могла об этом поговорить, — эти события способны вызвать у этого неродившегося младенца невроз. Этот ребёнок своим телом будет выговаривать страдание, которое убила в себе его мать. Стало быть, он живёт под воздействием невысказанного страдания свой матери. Психоанализ — и особенно детский — позволяет понять солидарность поколений под пагубным воздействием некоторых травм, стрессов или под живительным воздействием эмоциональных встрясок, успехов, радостей.
Для переживания чувств, сопровождающих отношения между людьми, у ребёнка остается куда меньше простора, чем прежде; он стал гораздо ближе к родителю и родительнице — они ему и кормильцы, и воспитатели. Прежде они вообще были не кормильцами, не воспитателями, а коллегами по трудовым и представительским ритуалам. Он действовал, как они, по отношению к миру, по отношению к пространству, а между ними стояло много Эти праздники приносили вседозволенность неосознанных сексуальных стремлений, скрытых под маской, по меньшей мере, раз в году, — в Северной Европе были два дня в холодное время года, масленица и средопостье, когда родственники и соседи, жившие бок о бок, ощущали свою анонимность: лица скрывались под масками, и можно было переживать сексуальные желания, игры, фантазии, а иногда и осуществлять их, не отождествляясь с ними, — на то и масленица. Сегодня последний день карнавала считается праздником отцов и превратился в чисто рекламное мероприятие по продаже всяких безделушек… В нашем обществе несомненно происходит куда большее подавление желаний, чем раньше. В том числе и на уровне детей. Похоже, что в былые времена не было таких, как сейчас, запретов на сексуальные игры, ни между детьми (кроме как между братьями и сёстрами), ни между детьми и взрослыми (кроме как с родителями). Некоторые темы, затронутые в этом семисотстраничном труде, кажутся чисто профессиональными. Например, вопрос об исторической или символической интерпретации наследия Фрейда. Но именно они были ключевыми для науки XX века, ими дышали и о них спорили психологи в Европе, в частности, во Франции.
Воспитывать ребёнка — это значит информировать его заранее о том, что ему докажет опыт. Если взрослый заранее объяснил, что, нарушив правило обращения с предметом так, как это сделал ребёнок, он и сам подвергся бы той же самой опасности, — в этом случае ребёнок не чувствовал бы себя униженным и виноватым. …Парадокс нашей эпохи, страхующей от всякого риска: дети и молодежь становятся всё более уязвимыми, потому что у них отсутствует опыт, приобретаемый изо дня в день. | |
Категория: Воспитание ребёнка | Добавил: Leominora (11.02.2015) | |
Просмотров: 568 |
Всего комментариев: 0 | |
| |