Перейти к содержимому


Фотография

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития


Сообщений в теме: 13

#1 Leominora

 
Leominora

    Я не заснула, я перехожу на зимний режим...

  • Администраторы
  • 10 817 сообщений
  • Имя:Ирина
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый

Награды

                 
 

Отправлено 22.05.2016 - 19:08

А.В. Семенович - нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

 

 Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?

 

original.jpg#20192638541

 

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

 

original.jpg#20523419994

 

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.

Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…

Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.

Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?

Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека».

Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.

Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!» 

polonsil.ru


  • marisel и Роза это нравится
My Signature

:excl: Приглашаем к участию в конкурсах форума:

Конкурс "Самый лучший аватар. Осень - 2016"
 

Кого Вы видите Форумчанкой года - 2016?

 

Голосуем и участвуем:

 

Блиц-фотоконкурс "Золотая осень - 2016"

 

 


#2 Роза

 
Роза

    Почетный житель

  • Лугамамы
  • 1 464 сообщений
  • Имя:Валентина
  • Город:Луганск
  • Район Артемовский

Награды

                                
 

Отправлено 23.05.2016 - 08:28

вот полностью согласна, раньше пяти лет  "сажать" ребенка "за стол" и учить , как в школе не нужно. Всегда удивлялась ,когда с полугода водят детей на какие-то развивающие занятия. Видимо, родители не знают ,что детям читать, что петь ,что рисовать ,что такое потешки , поговорки и тому подобное ,что можно и дома делать.


  • Leominora и satisfaction это нравится
My Signature
Изображение

#3 Алёнчик

 
Алёнчик

    Житель

  • Житель форума
  • 955 сообщений
  • Имя:Елена
  • Район гор. Щорса (район 5 школы)

Награды

                       
 

Отправлено 23.05.2016 - 08:43

 Видимо, родители не знают ,что детям читать, что петь ,что рисовать ,что такое потешки , поговорки и тому подобное ,что можно и дома делать.

Не совсем согласна... Мы дочку водили на занятия с полутора лет, но цель была не именно занятия, а чтоб ребенок имел возможность общаться со сверстниками, т.к. у нас среди соседей деток не было (а живем мы в пригороде). Мы ходили в детский центр на Чапаева, там как раз народ был из частного сектора и цель была та же, чтоб детки поигрались друг с другом.


My Signature

В сети бываю только вечером, в будни. Днём - только с телефона, поэтому если сразу не отвечаю - не обижайтесь.
10_13_13023429960.53014300_3_2_14223.875


 

 

 

 

 


#4 Kathryne18

 
Kathryne18

    Живи сейчас, а не однажды! Жизнь одна и не дается дважды!

  • Лугамамы
  • 5 750 сообщений
  • Имя:Екатерина
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый

Награды

                                                     
 

Отправлено 23.05.2016 - 09:53

Отличная статья! И, не смотря на то, что меня научили читать (в буквальном смысле) в 3 года, а в 5 отдали в школу, я абсолютно согласна, что всему свое время! А все эти кружкИ и дополнительные развивающие занятия - это исключительно для родительской утехи, что бы лишний раз в компании других мам-пап сказать: "А мой/моя сын/дочь УЖЕ может..." Никого не хочу обидеть, мое скромное имхо.


  • Leominora, marisel, satisfaction и 2 другим это нравится

#5 satisfaction

 
satisfaction

    Проверенная

  • Житель форума
  • 444 сообщений
  • Имя:Елена
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый

Награды

                       
 

Отправлено 23.05.2016 - 10:41

Зимой интересовалась куда бы отдать сына (4 года), ходила по секциям спортивным итд. Интересовалась, разговаривала с разными людьми, у всех разное мнение. Спросила у племянника своего, он профессиональный боксер, его ответ меня удивил, сказал "никуда". Посоветовал не нагружать ребенка никаким обязательным спортом, что б потом в 10 лет он не шарахался от спортзала, придет время и он сам захочет ходить туда, куда ему нравится, а родители аккуратно подкорректируют, если в этом будет необходимость. И убедил меня мой племянничек, пока растем...гуляем!


  • Leominora, Kathryne18, Роза и 2 другим это нравится
My Signature
Изображение

#6 marisel

 
marisel

    CARPE DIEM

  • Житель форума
  • 3 125 сообщений
  • Имя:Марина
  • Район Луганск

Награды

                 
 

Отправлено 23.05.2016 - 11:46

Зимой интересовалась куда бы отдать сына (4 года), ходила по секциям спортивным итд. Интересовалась, разговаривала с разными людьми, у всех разное мнение. Спросила у племянника своего, он профессиональный боксер, его ответ меня удивил, сказал "никуда". Посоветовал не нагружать ребенка никаким обязательным спортом, что б потом в 10 лет он не шарахался от спортзала, придет время и он сам захочет ходить туда, куда ему нравится, а родители аккуратно подкорректируют, если в этом будет необходимость. И убедил меня мой племянничек, пока растем...гуляем!

Ну отчасти правильный подход, но не для всех видов спорта. К примеру если отдавать ребенка в гимнастику или фигурное катание, то там чем раньше тем лучше. 

Но при этом отдавая ребенка в такие виды спорта нужно быть готовым и морально и материально. Очень уж дорогие виды спорта если конечно готовы заниматься профессионально, а не только на городском уровне и для собственного удовольствия.

С автором статьи согласна, но опять таки не во всем. Разные люди по разному могут понять и принять один и тот же текст, один прочитает и пустит все на самотек, а другой поменяет подход к развитию ребенка. Да и многое зависит от самого ребенка, кто-то с 3х лет интересуется книжками и любит буковки повторять, а кому-то эти книжки нужны только чтобы домики строить. 

Хуже всего, когда в полгода-год ребенка мама тащит на английский с полной уверенностью к том, что ТАМ ведь что-то отложится и это на пользу.

И еще самое вредное во всем этом раннем развитии то, что любой кому стукнет в голову зарабатывать таким способом деньги, скачав из интернета пособия начинает гордо обзывать себя педагогом и якобы учить детей...  


  • Оксана85 это нравится

#7 satisfaction

 
satisfaction

    Проверенная

  • Житель форума
  • 444 сообщений
  • Имя:Елена
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый

Награды

                       
 

Отправлено 23.05.2016 - 12:39

Ну отчасти правильный подход, но не для всех видов спорта. К примеру если отдавать ребенка в гимнастику или фигурное катание, то там чем раньше тем лучше. 

Но при этом отдавая ребенка в такие виды спорта нужно быть готовым и морально и материально. Очень уж дорогие виды спорта если конечно готовы заниматься профессионально, а не только на городском уровне и для собственного удовольствия.

С автором статьи согласна, но опять таки не во всем. Разные люди по разному могут понять и принять один и тот же текст, один прочитает и пустит все на самотек, а другой поменяет подход к развитию ребенка. Да и многое зависит от самого ребенка, кто-то с 3х лет интересуется книжками и любит буковки повторять, а кому-то эти книжки нужны только чтобы домики строить. 

Хуже всего, когда в полгода-год ребенка мама тащит на английский с полной уверенностью к том, что ТАМ ведь что-то отложится и это на пользу.

И еще самое вредное во всем этом раннем развитии то, что любой кому стукнет в голову зарабатывать таким способом деньги, скачав из интернета пособия начинает гордо обзывать себя педагогом и якобы учить детей...  

Гимнастика на уровне физкультуры полезна (но это есть и в детском саду), а вот в дальнейшем они начинают качать пресс, мышцы спины итд и это замедляет рост, за фигурное катание не знаю, не интересовалась, тк нет в городе. Самое хорошее это бассейн, но очень велик риск попасть к лору, а мы тяжело весну перенесли, болели, поэтому пока ничего.


  • _Елена_ это нравится
My Signature
Изображение

#8 marisel

 
marisel

    CARPE DIEM

  • Житель форума
  • 3 125 сообщений
  • Имя:Марина
  • Район Луганск

Награды

                 
 

Отправлено 23.05.2016 - 17:42

Гимнастика на уровне физкультуры полезна (но это есть и в детском саду), а вот в дальнейшем они начинают качать пресс, мышцы спины итд и это замедляет рост, за фигурное катание не знаю, не интересовалась, тк нет в городе. Самое хорошее это бассейн, но очень велик риск попасть к лору, а мы тяжело весну перенесли, болели, поэтому пока ничего.

ФК есть и хоккей тоже в Ледовой арене на Степном.
Как же спорт замедляет развитие?
Травматично -да, но от него пользы больше чем вреда. Но опять таки, решение идти в профессиональный спорт должно быть четырежды взвешенное.
  • satisfaction это нравится

#9 Miss_X

 
Miss_X

    Мирного неба над головой!

  • Житель форума
  • 2 928 сообщений
  • Имя:Miss_X
  • Район Ленинский

Награды

                 
 

Отправлено 24.05.2016 - 06:18

Недавно общалась с двумя знакомыми, у которых взрослые дети (20-27 лет). Они сказали одну мысль. То, что дети в детстве занимаются чем-то (неважно чем, будь то музыкальная школа, бокс, рисование, школа юного инспектора дорожного движения или кружок вышивания), это приучает их к распорядку дня и к необходимости заниматься, а не просто шататься по улице или валяться на диване. Такие дети после окончания университета идут на работу и воспринимают это как должное. Ведь есть масса примеров, когда родители взрослого детину не могут заставить пойти работать. Он (взрослая детина) постоянно находит отговорки, что и работы нет, и ЗП маленькая, и график неудобный, т.е. он с детства не приучен чем-то заниматься и он (взрослая детина) искренне не понимает, зачем куда-то в взрослом возрасте ходить.

Что касается очень популярных нынче школ раннего развития, то на своём опыте хочу сказать, что всё это ерунда. Особенно не понимаю, зачем туда бегут мамочки с 6-месячными малышами. Очень печально также то, что в большинстве случаев люди, работающие в ШРР, не имеют психологического или даже просто дошкольного педагогического образования.


  • marisel и satisfaction это нравится
My Signature

У меня есть я. Мы справимся.

Каждый человек - всегда чей-то ребёнок.


#10 satisfaction

 
satisfaction

    Проверенная

  • Житель форума
  • 444 сообщений
  • Имя:Елена
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый

Награды

                       
 

Отправлено 24.05.2016 - 06:21

ФК есть и хоккей тоже в Ледовой арене на Степном.
Как же спорт замедляет развитие?
Травматично -да, но от него пользы больше чем вреда. Но опять таки, решение идти в профессиональный спорт должно быть четырежды взвешенное.

 

 

согласна с вами в том что нужно триста раз взвесить прежде чем идти в проф спорт. ни для кого не секрет, что профессиональные спортсмены все не здоровы, такие бешенные перегрузки для организма человека очень вредны. Я общалась с акробаткой, у нас в Луганске, познакомилась на тренировках в фитнесс клубе, так вот она ,конечно, в идеальной форме, сказала что гимнастика спортивная это тяжелый труд,когда начинают дети качать пресс в период роста, то накачанные мышцы крепкие и сдерживают общий рост, посмотрите , вы когда-нибудь  видели легкоатлета высокого роста?! Я  на своем примере хочу сказать, я школу закончила с золотой медалью, институт с красным дипломом, потом аспирантура, вы знаете как это тяжело, в школе я орала во сне как бешенная, в институте родители боялись что б я с ума не сошла, при защите двух дипломов одновременно мне выписали антидеприсанты от которых я засыпала, аспирантура еще круче, ТАКОГО АДА У МОИХ ДЕТЕЙ НЕ БУДЕТ!


  • Ли и marisel это нравится
My Signature
Изображение

#11 satisfaction

 
satisfaction

    Проверенная

  • Житель форума
  • 444 сообщений
  • Имя:Елена
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый

Награды

                       
 

Отправлено 24.05.2016 - 06:23

согласна с вами в том что нужно триста раз взвесить прежде чем идти в проф спорт. ни для кого не секрет, что профессиональные спортсмены все не здоровы, такие бешенные перегрузки для организма человека очень вредны. Я общалась с акробаткой, у нас в Луганске, познакомилась на тренировках в фитнесс клубе, так вот она ,конечно, в идеальной форме, сказала что гимнастика спортивная это тяжелый труд,когда начинают дети качать пресс в период роста, то накачанные мышцы крепкие и сдерживают общий рост, посмотрите , вы когда-нибудь  видели легкоатлета высокого роста?! Я  на своем примере хочу сказать, я школу закончила с золотой медалью, институт с красным дипломом, потом аспирантура, вы знаете как это тяжело, в школе я орала во сне как бешенная, в институте родители боялись что б я с ума не сошла, при защите двух дипломов одновременно мне выписали антидеприсанты от которых я засыпала, аспирантура еще круче, ТАКОГО АДА У МОИХ ДЕТЕЙ НЕ БУДЕТ!

И, главное, кому это сейчас надо!?


My Signature
Изображение

#12 KatrinS

 
KatrinS

    Почетный житель

  • Лугамамы
  • 8 670 сообщений
  • Имя:KatrinS
  • Район Луганск(אשקלון)

Награды

                                                                                   
 

Отправлено 24.05.2016 - 07:28

Меня тоже кумарят все эти кружки раннего развития, мой вывод таков- родителям не куда девать деньги или они не могут организовать дома из подручных материалов с минимумом затрат и заниматься с ребёнком сами бесплатно, этим родителям нужны руководители которые будут говорить что делать им со своим ребёнком т к они не знаю чем его занять, ну естественно похвастаться перед другими родителями достижениями своего ребёнка. Ни в коем случае не хочу обидеть родителей водивших или водящих свои х детей в такие кружки это лично моё мнение.
Те кто ходит на гимнастику у девочек нет сисек) говорю так как сама ходила 2 года с 5 лет и это адско тяжело шпагаты брусья кольца канаты перекладины брёвна , я ходила на спортивную гимнастику и после того как я не смогла сесть на поперечный шпагат и мне решила помочь тренер надавив всем своим весом на плечи у меня в ногах что то хрустнуло и я туда больше ни ногой, т к домой еле дошла, Мама ругалась с ней помню. Перед тем как повести меня заниматься на музыкальных инструментах Мама спросила скрипка или пианино? Я хотела пианино но маме выгоднее и дешевле было купить скрипку и место в доме для пианино не было, но все же сама вместо того чтоб из отложенных денег купить себе пальто купила мне пианино.
Выбирая спорт для ребёнка считайтесь с его мнением что хочет он, а может он вообще не хочет быть спортивным а хочет рисовать или танцевать. !
  • _Елена_, marisel и Afrodita это нравится
My Signature
Всегда есть что сказать, просто мы боимся реакции на эти слова.

#13 Afrodita

 
Afrodita

    Почетный житель

  • Житель форума
  • 2 002 сообщений
  • Имя:Ксения
  • Район Артемовский

Награды

                    
 

Отправлено 24.05.2016 - 07:30

Хорошая статья. Считаю, что в первую очередь, мама должна понимать своего ребенка и помогать ему развиваться, заниматься тем, что ему действительно интересно, давать возможность попробовать что-то новое. А вот гнаться за всеобщим "модно" не нужно. Ориентиром должен быть собственный ребенок, а не соседский. Не всегда то, что интересно одному ребенку будет нравится другому, но поддерживать надо любое начинание.

 

Одним словом "воспитание с любовью", без стремления воплотить свои мечты при помощи ребенка.


  • satisfaction это нравится
My Signature
Нет печальней в жизни повести, чем жизнь прожитая по совести))

#14 satisfaction

 
satisfaction

    Проверенная

  • Житель форума
  • 444 сообщений
  • Имя:Елена
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый

Награды

                       
 

Отправлено 24.05.2016 - 09:14

Хорошая статья. Считаю, что в первую очередь, мама должна понимать своего ребенка и помогать ему развиваться, заниматься тем, что ему действительно интересно, давать возможность попробовать что-то новое. А вот гнаться за всеобщим "модно" не нужно. Ориентиром должен быть собственный ребенок, а не соседский. Не всегда то, что интересно одному ребенку будет нравится другому, но поддерживать надо любое начинание.

 

Одним словом "воспитание с любовью", без стремления воплотить свои мечты при помощи ребенка.

Мне нравится ваша позиция!


My Signature
Изображение



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


www.lugamama.lg.ua © 2009-2015