Перейти к содержимому


Фотография

Способы творческого мышления


Сообщений в теме: 2

#1 Валентина

 
Валентина

    Проверенная

  • Житель форума
  • 433 сообщений
  • Имя:Валентина
  • Район Артемовский

Награды

                                               
 

Отправлено 14.06.2010 - 21:03

Способы творческого мышления

развитие творческого мышления
Как научить ребенка творчески мыслить?

Самый эффективный способ – это игра, и особенно игра развивающая. Но на что она должна быть направлена? Что она должна развивать? Следования психологов показывают, что продуктивному творческому мышлению можно научить следующими способами: выделение противоположных качеств, поиск аналогии, ассоциирование понятий, постановка вопросов, переформулирование, генерация идей, комбинация и несколько других.

Выделение противоположных качеств

Этот способ предполагает выделение в одном и том же предмете или явлении противоположных свойств. На первый взгляд, это невозможно. Но рассмотрим один пример. Холодильник. Что он делает? Охлаждает продукты. А что происходи с температурой в комнате, где он находится? Температура поднимается. (ребенку можно это легко доказать, попросив приблизить руку к задней стенке холодильника, там легко почувствовать тепло). Таким образом, холодильник одновременно и охлаждает, и нагревает. Вот вам и противоположные свойства одного предмета.
Игра «И хорошо, и плохо» поможет вам научить ребенка этому способу мышления.

Постановка вопросов

Способность человека ставить новые вопросы и проблемы – это один из показателей развития творческих способностей. Корни этих способностей – в природной любознательности ребенка. Сначала вопросы малыша возникают в общении и с целью общения, и только позднее они приобретают познавательный характер.

При этом, у дошкольников исследовательские возможности достаточно ограничены. В свободной беседе со взрослым (во время игры, прогулки), ребенок может задавать множество вопросов, а вот при необходимости исследовать какую-то проблемную ситуацию, у малыша возникают трудности. Например, начав ставить вопросы со словом «Что?», дети и дальше задают такие однотипные вопросы. Ребенок склонен употреблять стереотипные вопросы: что, как, почему.

Первый кризис в развитии вопросов приходится на начальные годы обучения в школе. Жесткая ориентация младших школьников на поиск ответов, а не на постановку вопросов, преобладание на уроках вопросов, адресованных памяти, а не мышлению, приводят к критической ситуации в развитии любознательности ребенка: он перестает ставить вопросы. Но, при благоприятных обстоятельствах, любознательность можно не только сохранить, но и развить.

Что же это за обстоятельства?

Прежде всего – настоящий диалог в общении, когда взрослый общается с ребенком на равных. Кроме того, нужно показывать ребенку образцы других форм вопросов, демонстрировать преимущества этих форм. Важно также научить малыша выбирать направленность вопросов. Важными являются те вопросы, которые касаются ключевых моментов проблемной ситуации, существенных качеств и функций предметов.

Научиться этому ребенок может в процессе общения со взрослым, поэтому не жалейте времени на разговор с вашим малышом. Старайтесь, чтобы ваши вопросы подталкивали его к интеллектуальной активности, чтобы в них были элементы неизвестного и противоречий, чтобы они были направлены больше на мышление (поиск причин и взаимосвязи) и меньше – на память. Когда вопрос будет задавать ребенок, не спешите давать ответ, предложите ему самому высказать предположение (« А ты как думаешь?»). Ни в коем случае не давайте негативную оценку поставленным вопросам, какими бы неуместными они вам не казались. У ребенка должно быть как можно больше стимулов задавать вам вопросы.

Игра «Почемучка» и «Без слов» помогут вам потренировать ребенка в умении ставить вопросы.

Переформулирование

Поясним этот способ на примере известной психологической задачи.
В пустой комнате на подоконнике лежат плоскогубцы, а с потолка свисают две веревки. Расстояние между ними такое, что человек не может одновременно взять одну веревку и дотянуться до другой, чтобы связать концы. А именно это и нужно сделать.
Решение задачи в том, что к концу одной веревки нужно привязать плоскогубцы и сделать отвес. Для того, чтобы найти это решение, нужно перестать рассматривать плоскогубцы как инструмент и увидеть в них всего лишь груз для отвеса.

Таки образом, переформулирование – это умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства, т.е. несущественные с точки зрения назначения предмета.
Для овладения этим способом творческого мышления, ребенок должен научиться выделять разные признаки предмета и различать существенные и несущественные.

Игры «Исследователь» и «Золотые руки» помогут вам освоить этот способ.

Генерация идей

Это один из важнейших способов творческого мышления, который обеспечивает творческий подход к решению самых разных проблем.
Суть его проста – генерировать как можно больше идей, при этом не обязательно, чтобы каждая была правильной. Чем больше идей – тем больше вероятность, что среди них будут хорошие или гениальные.
Тренировка умения генерировать идеи тесно связана с развитием творческого воображения.
Игры «Настроение в цвете», «Волшебные круги» и «Прямоугольное королевство» помогут вам научить ребенка умению генерировать идеи.

http://kinderinfo.ru


#2 Танюшенька

 
Танюшенька

    Почетный житель

  • Житель форума
  • 2 264 сообщений
  • Имя:Танюша
  • Город:Луганск
  • Район кв.Солнечный

Награды

                                         
 

Отправлено 10.03.2015 - 09:11

7 ЛУЧШИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

1. Варим супер-суп
Разрешите вашему ребенку самому выбирать ингредиенты по всему дому. Это не обязательно стандартные игрушечные овощи - фрукты. Например, носки, скрученные в клубок, вполне могут быть картошкой. Ведро - чудо кастрюля. Пригласите кого-нибудь на банкет, например, бабушку или таких малышей. Дайте ребенку право выбора.
Дополнительный бонус: Использование обычных предметов в необычных ситуациях и необычным способом помогает вашему ребенку развивать нестандартное мышление в стандартных ситуациях.

2. Забавные вопросы
Посмотрите на детское "Почему?" по-другому и начните сами задавать ему вопросы. Например, при прогулке спросите, что, по мнению малыша, ищет в траве собачка. Вы удивитесь, какие самые фантастические ответы роятся в голове у вашего малютки. На все вопросы у ребенка имеется несколько ответов. Да и вы сможете открыть для себя много нового и интересного.

3. Мы сами себе Рок - Звезды!
Больше нет кастрюль, сковородок, ложек и плошек. Теперь они стали барабанами, маракасами, тарелками и другими музыкальными инструментами. Дайте ребенку возможность придумать новое предназначение для обыденных кухонных принадлежностей. Играйте вместе с малышом. Покажите свою открытость по отношению к музыке и танцам без привязки к какому-либо стилю. Кстати, некоторые кастрюли очень даже неплохо звучат.

4. Рассказываем сказки
Попробуйте изменить окончания в любимых и знакомых сказках и историях. Попросите малыша помочь вам. Так намного веселее и интереснее. Вы поощряете языковое развитие ребенка и помогаете ему научиться рассказывать истории по-своему. Не забудьте записывать все, что вы напридумывали - через несколько лет вам будет не менее интересно все это послушать, чем когда вы придумывали.

5. Облака - белогривые лошадки
Спросите своего ребенка, на что похожи проплывающие облака. Так вы увидите, что даже самые обычные вещи можно интерпретировать совсем необычно.

6. Устраивайте глупые конкурсы
Посоревнуйтесь с ребенком в том, кто нарисует самую странную кошку или кто придумает самый дурацкий танец в мире. Это не только стимулирует творческое мышление, но также покажет ребенку, что стремление к совершенству не всегда приводит к желаемой цели.

7. Сумасшедший модельер
Кто из нас не носил мамино платье одного цвета и ее же туфли совсем другого цвета? Или у вас нет ярких и нелепых аксессуаров, которые ни к какому наряду не подходят, но такие милые? Оденьтесь в одежду разных цветов радуги и станьте радугой! Или можно использовать только три цвета и быть светофором! Пересмотрите то, что находится у вас в шкафу и веселитесь от души! У творческого родителя и дети творческие и нестандартно мыслящие.
My Signature

34_26_4EFF69C0_RyPRnikogoPnePem_3_.gif

 

19_07_567473D0_lUbimomuPCempionu_3_26_.p


#3 Танюшенька

 
Танюшенька

    Почетный житель

  • Житель форума
  • 2 264 сообщений
  • Имя:Танюша
  • Город:Луганск
  • Район кв.Солнечный

Награды

                                         
 

Отправлено 10.03.2015 - 09:57

5 ОШИБОК МАМ В ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСТВОМ С РЕБЕНКОМ

Занимаясь с ребенком творчеством, очень часто мамы сталкиваются с такими проблемами:
-Ребенок тащит все в рот.
-Портит поделки, рисунки и аппликации.
-Малышу быстро все надоедает.
-Не хочет делать то, что вы задумали, делает все по-своему.
-Не знаете, какие игры и поделки можно придумать.
Чтобы избавиться от этих проблем, нужно понять, откуда они берутся. Давайте рассмотрим, какие ошибки совершают мамы, занимаясь с ребенком.

Ошибка 1. Ожидания не соответствуют возрасту ребенка.

Пусть занятия будут очень короткими по времени, ведь внимания ребенка хватает всего на несколько секунд/минут.
Детям быстро надоедают занятия, и они их часто меняют не потому, что неинтересно (хотя могут и по этой причине). Это просто возрастная особенность!

Не ждите, что ваш ребенок будет сидеть за рисованием полчаса или больше. Бывают, конечно, исключения, но чаще дети все-таки не выдерживают и находят себе другое занятие.

Поэтому занятия творчеством, да и другие обучающие и развивающие занятия, которые вы предлагаете малышу, должны быть очень короткими по времени — всего пара минут, а то и меньше.

Так что учтите эту особенность при подготовке игр и занятий, не усложняйте их.

Для ребенка важен процесс, творчество – это эксперимент. Для мамы важен результат, творчество – это технология.
Поэтому ребенок делает все по-своему, портит поделки, тащит пластилин и краски в рот — ему интересно «а что будет, если…».
Не ждите и не учите создавать образы.
Помним предыдущий пункт о том, что детям интересен сам процесс, и позволяем –им рисовать, лепить и клеить так, как они хотят.

И конечно же, не стоит ожидать, что они сразу начнут создавать узнаваемые образы — им это сейчас не нужно, у них другая цель — эксперимент, познание. Поэтому сначала детки создают бесформенные каляки и только потом начинают воспринимать творчество как способ передачи информации.

Так что ваша задача простая — не мешать ребенку. А образы рисуйте и лепите сами. Дети очень наблюдательны и любят повторять за взрослыми. Будете рисовать сами, будет и ребенок за вами повторять.

Ошибка 2. Жесткий контроль, навязывание.

Занятия из-под палки вряд ли кому-то принесут радость.

Ребенку не нравится то, что вы предлагаете? Будьте гибче, импровизируйте, ищите то, что будет интересно вам обоим, а не только вам.

Не давите на ребенка, а подстраивайтесь под него.

Разрешите ребенку делать так, как он хочет. Даже если он, по-вашему, неправильно держит карандаш или не так наносит краску.

Ошибка 3. Цель занятий – научить.

Вам нравится, когда вас начинают учить без вашего разрешения? Вот и детям тоже не нравится. Дети — очень тонкие психологи и чувствуют малейшие нюансы вашего поведения.

Не учите ребенка, а показывайте ему возможности – разные материалы, разные приемы, разные формы занятия и способы применения (просто рисунки и целые истории).

Не навязывайте шаблонов. Не ограничивайте действия (в безопасных пределах, разумеется). Не исправляйте рисунки и поделки.
Лучше поощряйте и стимулируйте творчество – создание нового и подкидывайте новые идеи.

А научить правильно держать карандаш или кисточку можно ненавязчиво, зная некоторые хитрости. Например, правильный захват формируется автоматически, если ребенку давать рисовать короткие мелки и карандаши.

Ошибка 4. Критиковать.

Если критиковать ребенка, можно отбить у него желание, интерес. Дети не настолько целеустремленные и эмоционально сильные, как взрослые, чтобы идти к своей цели несмотря на критику.

Зато у них может сформироваться страх проявлять инициативу, страх ошибки, неуверенность в себе и шаблонное мышление.

Ошибка 5. Относиться к занятиям серьезно.

Вы просто мама! Не академик, не учитель. Все, что от вас требуется, — это любовь и внимание. Так что просто играйте, импровизируйте, экспериментируйте и дарите радость малышу.

Елена Мулюкина
My Signature

34_26_4EFF69C0_RyPRnikogoPnePem_3_.gif

 

19_07_567473D0_lUbimomuPCempionu_3_26_.p




Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


www.lugamama.lg.ua © 2009-2015