Пеленание новорожденного (немного теории)
Spoiler
Довольно часто молодые родители слышат советы отказаться от пеленания новорожденного, дабы сохранить его свободу и возможность развиваться. Существует мнение, что пеленание препятствует моторному развитию ребенка и развитию его осязания. Пеленание постоянно описывают как процедуру насилия над личностью, эдакого «связывания» младенца, который так хочет двигаться! Создается впечатление, что малыш уже бегает и прыгает, а его все пеленают и пеленают… Этот миф создан людьми, которые не имеют опыта бытования с маленьким ребенком, поэтому их представления о его потребностях и особенностях поведения являются весьма смутными.
Что помнит новорожденный
Чтобы понять, какова роль пеленки в уходе за новорожденным, надо вернуться к самому началу. Еще на третьем месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К четвертому месяцу у него появляются скоординированные движения рук и головы. Благодаря этому малыш может найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачек. Пока вес ребенка не очень велик, он относительно свободно двигается в околоплодных водах и наталкивается на стенки матки, стимулируя, таким образом, свою кожную чувствительность и развивая осязание. К 28-й неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться – тельце значительно подросшего малыша попадает в тесные объятия матки. Периодически стенки матки сокращаются и дают малышу опыт более сильных телесных впечатлений, плотных объятий, которые становятся неотъемлемой частью его воспоминаний о внутриутробном комфорте. На последних неделях внутриутробного развития руки ребенка чаще всего перестаю сгибаться в плечевом суставе из-за недостатка свободного пространства. Теперь они плотно прижаты к телу, и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладоши ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.После рождения младенец оказывается в огромном для него свободном пространстве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока у него нет другого опыта, он сохраняет свои внутриутробные привычки и руководствуется ими. Спецификой новорожденных являются резкие нескоординированные двигательные акты руками и ногами, которые являются наследием внутриутробной жизни. Эти специфические движения называются «вскидываниями». Вскидывания могут вызывать у ребенка тревогу и даже панику – ведь его руки и ноги лишены опоры. Если наблюдать за новорожденным, хорошо видно, что он пугается при всяком движении своих рук и ног, и успокаивается, если его прижать к теплому телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки и ножки своей рукой. Именно поэтому, на малыша так благотворно действуют тесные материнские объятия и пеленание, которое помогает ему вернуть привычный внутриматочный комфорт и ощущение собственного тела. Как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он успокаивается, чувствуя привычный органический объем. В свое время пеленание младенцев было изобретено именно как средства для смягчения перехода из одного пространственного объема в другой.
Пеленание и осязание
Помимо того, что после появления на свет малыш нуждается в привычной внутриутробной позе и тесных объятиях, он также нуждается и в развитии своих органов чувств, в частности, осязания. После рождения развитие осязания новорожденного происходит за счет накопления и дифференцирования информации, которую он получает извне. Так как и в утробе матери, для ребенка развивающее значение имеют прикосновения ко всей поверхности его тела, и особенно к его ручкам и ножкам. Стимулами для развития его осязания является абсолютно все, к чему он может прикоснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т.д. Чем разнообразнее стимулы и чем чаще они воздействую на малыша, тем активнее идет развитие осязания. Если конечности младенца оставлены свободными и движения не ограничены тесными объятиями мамы и пеленки, то он будет «вскидываться « переживая испуг. Сильный испуг и последующая паника являются доминирующей реакцией, которая заглушает все остальные. Поэтому при наличие ничем не ограниченной свободы и частых «вскидываниях» развитие осязания существенно замедляется. Таким образом, для того, чтобы у ребенка успешно развивалось осязание, необходимо, чтобы его руки и ноги натыкались на разные поверхности, находящиеся близко к его телу, пока он еще не успел «вскинуться» и испугаться.
Физиологически обоснованное пеленание
Когда мама носит малыша на руках или спит вместе с ним, она своими объятиями создает знакомые телесные ощущения. Рядом с матерью и у нее на руках ребенок спокойно спит без пеленки – материнские объятия препятствуют «вскидывания». Согретый теплом матери, ребенок не нуждается в большом количестве одежды и может находится с обнаженными ручками и ножками. Это позволяет ему, прикасаясь к различным поверхностям, получать максимум информации в комфортной ситуации.
Именно так обращаются с младенцами многие народы, сохранившие архаичную культуру и биологически обоснованный уход за детьми. У этих народностей широко распространены различные приспособления для постоянного ношения ребенка на себе. Однако следует учесть, что в этих культурах обычно отсутствует устройства типа колыбелек, гамаков, колясок и пр., куда бы ребенка помещали отдельно от матери. Поэтому там младенец находится при матери 24 часа в сутки, на что вряд ли способны современные родители.Если же родители откладывают малыша, и он вынужден какое-то время находится без мамы, особенно во время сна, то наилучшим способом уберечь его от «вскидываний», сохраняя при этом необходимые для его развития стимулы, является обычное пеленание. В данном случае речь идет о свободном физиологически обоснованном пеленании, имитирующем положение в плодном пузыре. Во время пеленания младенцу придают комфортное внутриутробное положение, позволяющее совершать руками и ногами такие же движения, как и в матке.
В свое время пеленка была придумана и использована у народов, живущих в зонах с умеренным и более холодным климатом, где человек был вынужден носить большое количество одежды. Именно обилие одежды не позволяло носить ребенка на себе постоянно во время повседневной работы. Одновременно с наличием пеленок у таких народов обязательно существовали какие-то специальные места, куда откладывали спеленатого ребенка, например, зыбка, колыбелька, гамак и т.п. Эти устройства делались маленькими и тесными, а кроме того, их как правило, можно было покачивать. В такую колыбельку укладывали спеленатого ребенка и начинали качать, что создавало полную иллюзию пребывания на руках у взрослого.
Чем меньше одежды под пеленкой, тем лучше условия для развития младенца. Ребенок наталкивается ручками и ножками не только на пеленку, но и на собственное тело. Помимо этого, пеленка обхватывает тело малыша и стимулирует осязание всей его кожи, которая с ней соприкасается. В пеленке количество стимулов ничуть не меньше, чем у мамы на руках, потому что пеленка в разных местах нагревается по-разному, где-то натянута, где-то поддается.. Однако основное ее назначение – создавать иллюзию опоры. Но при этом не стеснять естественные движения младенца, ограничивая их только в области плечевых суставов, как это и было в матке.
Сроки пеленания
Свободно спеленатый новорожденный имеет возможность подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик и , как он и делал внутриутробно, сосать палец или кулачек, болтать ногами. Постепенно ребенок привыкает к своим рукам и координирует их движения более уверенно. Примерно к двум-трем неделям малыш начинает рассматривать комнату, лица окружающих, предметы, попавшие в поле его зрения. Теперь во время бодрствования ему действительно хочется вытянуть из пеленок руки. Чуткая мама обязательно отреагирует на желание своего ребенка и начнет пеленать его под руки. Примерно с этого же времени, т.е. с трех недель, начинают исчезать «вскидывания» и дети перестают себя будить резкими движениями Теперь и на время сна «пеленание с руками» можно заменить «пеленанием под ручки».
Однако, у части детей «вскидывания» могут сохраняться до шестимесячного возраста. Такие малыши нуждаются в пеленании на время сна до того момента, пока «вскидывания» не прекратятся, т.е. до трех-шести месяцев. Такое длительное сохранение вскидыванием обычно связано с тяжелым родовым стрессом, в результате которого ребенок долго не может принять новую реальность. Не стоит торопить его с адаптацией к новому миру. Форсирование событий может привести гораздо больше вреда, чем пользы. Грудных детей следует пеленать до тех пор, пока они сами не изъявят желания выйти из пеленок. В этом случае произойдет постепенное привыкание к новому миру. Ребенок постепенно приспособиться к новому пространственному объему, и его психика не пострадает.
Современные родители, часто не знающие, как правильно пеленать младенца, совершенно не видят в пеленании никаких преимуществ, потому что не умеют им пользоваться. Неумело, с трудом запеленав свое «сопротивляющееся» чадо, мама через минуту видит, что оно вытащило руку из пеленки и сосет палец. Вместо того, чтобы с пониманием отнестись к происходящему и оставить все как есть, позволив ребенку наслаждаться преимуществами свободного пеленания, она упорно перепеленывает его, обиваясь того, чтобы он не смог вытащить даже руки. В эти минуты мама даже не догадывается, что именно так и должен делать ребенок с первых дней жизни.
Что помнит новорожденный
Чтобы понять, какова роль пеленки в уходе за новорожденным, надо вернуться к самому началу. Еще на третьем месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К четвертому месяцу у него появляются скоординированные движения рук и головы. Благодаря этому малыш может найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачек. Пока вес ребенка не очень велик, он относительно свободно двигается в околоплодных водах и наталкивается на стенки матки, стимулируя, таким образом, свою кожную чувствительность и развивая осязание. К 28-й неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться – тельце значительно подросшего малыша попадает в тесные объятия матки. Периодически стенки матки сокращаются и дают малышу опыт более сильных телесных впечатлений, плотных объятий, которые становятся неотъемлемой частью его воспоминаний о внутриутробном комфорте. На последних неделях внутриутробного развития руки ребенка чаще всего перестаю сгибаться в плечевом суставе из-за недостатка свободного пространства. Теперь они плотно прижаты к телу, и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладоши ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.После рождения младенец оказывается в огромном для него свободном пространстве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока у него нет другого опыта, он сохраняет свои внутриутробные привычки и руководствуется ими. Спецификой новорожденных являются резкие нескоординированные двигательные акты руками и ногами, которые являются наследием внутриутробной жизни. Эти специфические движения называются «вскидываниями». Вскидывания могут вызывать у ребенка тревогу и даже панику – ведь его руки и ноги лишены опоры. Если наблюдать за новорожденным, хорошо видно, что он пугается при всяком движении своих рук и ног, и успокаивается, если его прижать к теплому телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки и ножки своей рукой. Именно поэтому, на малыша так благотворно действуют тесные материнские объятия и пеленание, которое помогает ему вернуть привычный внутриматочный комфорт и ощущение собственного тела. Как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он успокаивается, чувствуя привычный органический объем. В свое время пеленание младенцев было изобретено именно как средства для смягчения перехода из одного пространственного объема в другой.
Пеленание и осязание
Помимо того, что после появления на свет малыш нуждается в привычной внутриутробной позе и тесных объятиях, он также нуждается и в развитии своих органов чувств, в частности, осязания. После рождения развитие осязания новорожденного происходит за счет накопления и дифференцирования информации, которую он получает извне. Так как и в утробе матери, для ребенка развивающее значение имеют прикосновения ко всей поверхности его тела, и особенно к его ручкам и ножкам. Стимулами для развития его осязания является абсолютно все, к чему он может прикоснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т.д. Чем разнообразнее стимулы и чем чаще они воздействую на малыша, тем активнее идет развитие осязания. Если конечности младенца оставлены свободными и движения не ограничены тесными объятиями мамы и пеленки, то он будет «вскидываться « переживая испуг. Сильный испуг и последующая паника являются доминирующей реакцией, которая заглушает все остальные. Поэтому при наличие ничем не ограниченной свободы и частых «вскидываниях» развитие осязания существенно замедляется. Таким образом, для того, чтобы у ребенка успешно развивалось осязание, необходимо, чтобы его руки и ноги натыкались на разные поверхности, находящиеся близко к его телу, пока он еще не успел «вскинуться» и испугаться.
Физиологически обоснованное пеленание
Когда мама носит малыша на руках или спит вместе с ним, она своими объятиями создает знакомые телесные ощущения. Рядом с матерью и у нее на руках ребенок спокойно спит без пеленки – материнские объятия препятствуют «вскидывания». Согретый теплом матери, ребенок не нуждается в большом количестве одежды и может находится с обнаженными ручками и ножками. Это позволяет ему, прикасаясь к различным поверхностям, получать максимум информации в комфортной ситуации.
Именно так обращаются с младенцами многие народы, сохранившие архаичную культуру и биологически обоснованный уход за детьми. У этих народностей широко распространены различные приспособления для постоянного ношения ребенка на себе. Однако следует учесть, что в этих культурах обычно отсутствует устройства типа колыбелек, гамаков, колясок и пр., куда бы ребенка помещали отдельно от матери. Поэтому там младенец находится при матери 24 часа в сутки, на что вряд ли способны современные родители.Если же родители откладывают малыша, и он вынужден какое-то время находится без мамы, особенно во время сна, то наилучшим способом уберечь его от «вскидываний», сохраняя при этом необходимые для его развития стимулы, является обычное пеленание. В данном случае речь идет о свободном физиологически обоснованном пеленании, имитирующем положение в плодном пузыре. Во время пеленания младенцу придают комфортное внутриутробное положение, позволяющее совершать руками и ногами такие же движения, как и в матке.
В свое время пеленка была придумана и использована у народов, живущих в зонах с умеренным и более холодным климатом, где человек был вынужден носить большое количество одежды. Именно обилие одежды не позволяло носить ребенка на себе постоянно во время повседневной работы. Одновременно с наличием пеленок у таких народов обязательно существовали какие-то специальные места, куда откладывали спеленатого ребенка, например, зыбка, колыбелька, гамак и т.п. Эти устройства делались маленькими и тесными, а кроме того, их как правило, можно было покачивать. В такую колыбельку укладывали спеленатого ребенка и начинали качать, что создавало полную иллюзию пребывания на руках у взрослого.
Чем меньше одежды под пеленкой, тем лучше условия для развития младенца. Ребенок наталкивается ручками и ножками не только на пеленку, но и на собственное тело. Помимо этого, пеленка обхватывает тело малыша и стимулирует осязание всей его кожи, которая с ней соприкасается. В пеленке количество стимулов ничуть не меньше, чем у мамы на руках, потому что пеленка в разных местах нагревается по-разному, где-то натянута, где-то поддается.. Однако основное ее назначение – создавать иллюзию опоры. Но при этом не стеснять естественные движения младенца, ограничивая их только в области плечевых суставов, как это и было в матке.
Сроки пеленания
Свободно спеленатый новорожденный имеет возможность подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик и , как он и делал внутриутробно, сосать палец или кулачек, болтать ногами. Постепенно ребенок привыкает к своим рукам и координирует их движения более уверенно. Примерно к двум-трем неделям малыш начинает рассматривать комнату, лица окружающих, предметы, попавшие в поле его зрения. Теперь во время бодрствования ему действительно хочется вытянуть из пеленок руки. Чуткая мама обязательно отреагирует на желание своего ребенка и начнет пеленать его под руки. Примерно с этого же времени, т.е. с трех недель, начинают исчезать «вскидывания» и дети перестают себя будить резкими движениями Теперь и на время сна «пеленание с руками» можно заменить «пеленанием под ручки».
Однако, у части детей «вскидывания» могут сохраняться до шестимесячного возраста. Такие малыши нуждаются в пеленании на время сна до того момента, пока «вскидывания» не прекратятся, т.е. до трех-шести месяцев. Такое длительное сохранение вскидыванием обычно связано с тяжелым родовым стрессом, в результате которого ребенок долго не может принять новую реальность. Не стоит торопить его с адаптацией к новому миру. Форсирование событий может привести гораздо больше вреда, чем пользы. Грудных детей следует пеленать до тех пор, пока они сами не изъявят желания выйти из пеленок. В этом случае произойдет постепенное привыкание к новому миру. Ребенок постепенно приспособиться к новому пространственному объему, и его психика не пострадает.
Современные родители, часто не знающие, как правильно пеленать младенца, совершенно не видят в пеленании никаких преимуществ, потому что не умеют им пользоваться. Неумело, с трудом запеленав свое «сопротивляющееся» чадо, мама через минуту видит, что оно вытащило руку из пеленки и сосет палец. Вместо того, чтобы с пониманием отнестись к происходящему и оставить все как есть, позволив ребенку наслаждаться преимуществами свободного пеленания, она упорно перепеленывает его, обиваясь того, чтобы он не смог вытащить даже руки. В эти минуты мама даже не догадывается, что именно так и должен делать ребенок с первых дней жизни.
Как вы относитесь к пеленанию новорожденных? Пеленали ли вы своего малыша и да какого возраста?