«Как узнать, есть ли у ребенка склонность к музыке?»
«Есть ли у него музыкальный слух или чувство ритма?»
«Достаточно ли развиты способности моего ребенка, чтобы учиться музыке?»
Обсудим пять вопросов, связанных с определением музыкальных способностей ребенка. Ответы на эти вопросы помогут родителям сделать серьезный выбор – отдавать ли ребенка учиться музыке или нет.
Вопрос 1: Как определить склонность ребенка к музыке?
Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:
- Беседа с ребенком
- Определение общей музыкальности ребенка
- Тестирование музыкальных способностей
Как определить музыкальность ребенка в раннем детстве, в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также различные способы тестирования музыкальных способностей, мы подробно рассмотрим чуть позже. Сейчас, я хочу обратить ваше внимание на первый способ.
Беседа с ребенком кажется самым простым и элементарным способом узнать о его способностях и склонности к музыке, однако на практике это оказывается весьма не просто. Если вы просто начнете расспрашивать ребенка, он вряд ли ответит вам что-нибудь вразумительное. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Вы можете поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки, можно и не говорить специально, а возвращаться к нужной вам теме время от времени.
Как бы то ни было, беседа с ребенком должна преследовать две цели.
1) Вам необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ваш ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.
Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте критических выводов! Возможно, ваш ребенок – интроверт, и глубокие чувства, которые его переполняют, просто не проявляются «снаружи». Возможно, он еще «не умеет» выражать свои эмоции и чувства (делать это осознанно). Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит ни только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить – возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.
Итак, вы можете определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.
2) Определите интерес ребенка к музыке и творчеству. Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься? Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)? Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему? Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать? Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.
Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.
Помните, для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя). Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать и играть на подушках как на барабанах; мультики он любит про Человека-паука, потому что он всех защищает и всегда побеждает «плохих монстров», читать он любит энциклопедии про животных, а любимая песня у него «Новый Год к нам мчится...» и не только споет, но и танцевать при этом начнет... У вас есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.
Вопрос 2: Как определить наличие музыкальных способностей в раннем детстве?
Наблюдая за ребенком (или вспомнив, каким он был в этом возрасте), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.
О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:
- повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону,
- явное проявление интереса к звучанию музыки,
- яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке),
- малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.
Некоторое время назад, ученые проводили специальное исследование с малышами в возрасте до одного года – с помощью несложных тестов они выяснили, что большинство детей, якобы, с рождения обладает «абсолютным» музыкальным слухом. Этот факт подтверждает мнение, что все люди обладают примерно одинаковыми способностями (в том числе и музыкальными), и только уровень развития этих способностей у всех разный.
Этот факт позволяет также сделать следующий вывод: само по себе наличие способностей не влияет на успех человека в той или иной сфере деятельности. Можно обладать развитыми от рождения музыкальными способностями – красивым, сильным голосом, абсолютным слухом, и при этом ненавидеть музыку. Любое образование, в том числе и музыкальное, для того и существует, чтобы развивать необходимые способности в своей сфере и давать определенные знания. Что же тогда важно для достижения успеха? Важен интерес, склонность человека к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие люди. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.
Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.
Вопрос 3: Как определить склонность к музыке у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте?
В этом возрасте применимы все три способа – беседа с ребенком, тестирование (мы поговорим о нем чуть позже), и определение общей музыкальности ребенка.
Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?
1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве. Если ваш ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.
Следует помнить, что воспитание ребенка играет большую роль в этом вопросе, но не главную. Если ребенок музыкален от природы – он проявит это, неважно, занимались вы с ним музыкой или нет. Если от природы у него нет склонности, «тяги» к искусству, вы можете «расшибить себе лоб», но только разовьете в ребенке отвращение к музыке. Все что вы можете – помочь ребенку раскрыть свою музыкальность, дать ему возможность проявить себя. Если ребенок проявил интерес к музыке в раннем детстве, но родители не обратили на это внимание, интерес ребенка, скорее всего, угаснет. Но это может произойти и в том случае, если вы усиленно занимались с ребенком – пели и разучивали песенки, слушали музыку, играли на детских музыкальных инструментах. Что поделать, человеческая природа – сложная и непредсказуемая вещь!
2) Ваш ребенок легко и на долго запоминает понравившиеся ему песни. Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное). Реже – сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта. Во всяком случае, все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.
3) Ваш ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.
Вопрос 4: Есть ли у ребенка музыкальный слух?
Существует ряд традиционных тестов, для определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти. Подобные тесты обычно проводят на собеседовании, когда принимают ребенка в музыкальную школу. Эти тесты очень простые, но для их выполнения требуется минимальный набор музыкальных знаний и навыков у родителей, и, в ряде случаев, наличие фортепиано.
Тест 1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.
Тест 2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Теперь нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди. Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросите, сколько звуков прозвучало (один, или много).
Первые два теста проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется – не переживайте, понять эти вещи не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный/первый класс музыкальной школы).
Тест 3. Спойте ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросите ребенка повторить. Затем спойте ноту Ля первой октавы и снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, спойте ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой – Ре первой октавы. Попробуйте разные ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.
Важно, что бы вы пели сами, без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном. Дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу. Если же у вас не получается, и вам трудно точно попасть в ноту, лучше, конечно же, использовать фортепиано. Не используйте детские музыкальные инструменты – дудочки, ксилофоны, детские синтезаторы и прочие.
Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить. Вот примеры таких фраз:
Тест 5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.
Таким образом, тесты 3-5 позволяют вам проверить:
- музыкальный слух ребенка,
- музыкальную память,
- «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу),
- диапазон голоса ребенка,
- может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).
Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Бывают, конечно, и исключения, так называемые «гудошники». Эти дети могут петь в очень узком диапазоне, совершенно не интонируют и не могут понять даже общее направление мелодии. На самом деле, таких детей достаточно много, но в музыкальных школах умеют работать с ними и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня (кроме того, неспособность к пению не мешает им быть талантливыми пианистами или трубачами).
Вопрос 5: Как определить чувство ритма?
Вот несколько тестов на определение чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время вступительной беседы с ребенком.
Тест 1. Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные последовательности. Например, такие:
Тест 2. Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать...».
Тест 3. Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной детской музыки, например, «Летки-Енки».
Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче, но это не дает гарантии того, что через месяц ему не надоест.
Выводы:
1) Родители легко могут определить склонность ребенка к музыке, наличие музыкальных способностей и уровень их развития вышеперечисленными способами.
2) Развитые музыкальные способности, такие как музыкальный слух или чувство ритма, не означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет (не важно, на профессиональном уровне или любительском).
3) Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным». Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности и у него появиться интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у ребенка нет способностей и склонности к музыке.
«Будем заниматься музыкой Как выбрать...?»
Вопрос 6: Как выбрать музыкальное учебное заведение для ребенка?
В последнее время детское дополнительное образование развивается очень активно. Сегодня в большинстве городов у родителей есть достаточно большой выбор всевозможных развивающих творческих центров для детей самого разного возраста. Обычно, мы выбираем то, что ближе, удобнее, дешевле и т.п. Однако все чаще возникают ситуации, когда рядом с домом оказываются, к примеру, и музыкальная школа, и центр детского творчества. Какая между ними разница? Что выбрать?
Несмотря на индивидуальную специфику каждого конкретного учебного заведения и даже стиля отдельного преподавателя, можно выделить 4 типа детского музыкального образования. Давайте рассмотрим каждый из них.
1. Музыкальные школы и подобные им крупные центры детского музыкального развития.
Плюсы:
- широкий выбор музыкальных специальностей;
- наличие таких предметов, как сольфеджио, муз.литература, ансамбль, общее фортепиано и т.д., позволяет дать ребенку полноценное музыкальное образование – научиться играть на инструменте или петь, развить все основные музыкальные способности, вкус, а также поднять общий культурный уровень ребенка;
- общая учебная программа с системой контроля умений и знаний;
- регулярные концертные выступления, участия в конкурсах и фестивалях;
- нахождение в профессиональной среде, возможность сравнивать себя со сверстниками;
- возможность получения музыкальных инструментов в аренду;
- возможность поступить в дальнейшем в музыкальный вуз.
Минусы:
высокая загруженность детей;
частые стрессовые ситуации на контрольных работах и академ. концертах;
достаточно часто строгая учебная программа превращается в догматичность, отсутствие творчества, индивидуального подхода к ребенку;
отсутствие гибкости в расписании занятий.
Вывод:
Учебные заведения такого типа требуют большой «отдачи» от ребенка. Ребенок (и его родители) должен быть готов к тому, что ему придется много трудиться. Выбирайте этот вариант в том случае, если Вы нацелены на серьезные занятия, если у Вашего ребенка есть явная склонность к музыке, если для Вас важна полноценность музыкального образования и общее культурное развитие Вашего ребенка.
2. Специализированные музыкальные школы
Плюсы:
то же, что и в обычной музыкальной школе, только уровень обучения значительно выше.
Минусы:
нагрузка на ребенка и уровень сложности также значительно выше, чем в обычной ДМШ.
Вывод:
Этот тип обучения подходит музыкально-одаренным детям. Далеко не каждый ребенок, даже с исключительными музыкальными способностями, может выдержать колоссальные нагрузки в учебных заведениях этого типа.
3. Музыкальные и музыкально-танцевальные кружки в центрах детского творчества.
Плюсы:
- свободная учебная программа;
- возможны концертные выступления и участия в конкурсах;
- более индивидуальный подход к ребенку, нежели в ДМШ;
- значительно меньшая нагрузка на ребенка.
Минусы:
- отсутствие полноценного музыкального образования;
- часто встречаемая низкая квалификация преподавателей.
Вывод:
Этот тип обучения идеально подходит для раннего музыкального развития детей. Также если Ваш ребенок не обладает ярко выраженной склонностью к музыке, и Вы воспринимаете музыкальные занятия больше как креативный способ развлечения для ребенка – Вам следует выбрать этот тип обучения.
4. Занятия с частным педагогом
Плюсы:
- Свободное варьирование расписания;
- возможность построения индивидуальной программы;
- отсутствие конкуренции (хорошо для детей с ограниченными физическими возможностями);
- возможность заниматься дома.
Минусы:
- отсутствие полноценного музыкального образования;
- далеко не каждый педагог может обеспечить концертные и конкурсные выступления;
- большая вероятность встретить неквалифицированного педагога;
- может возникнуть опасность низкой результативности из-за несерьезного отношения к занятиям, отсутствия целенаправленной программы, системы контроля умений и знаний, не обязательности выполнения домашних заданий.
Вывод:
Частные уроки музыки – отличное решение, если музыкальная школа находится далеко от дома. Также это хорошая возможность заниматься музыкой для детей с ограниченными физическими возможностями.
Давайте подведем итог. Первое, что нужно учитывать, выбирая учебное заведение, – это склонность ребенка к музыке (его «музыкальность») и его музыкальные способности. Если Вы чувствуете, что Ваш ребенок готов серьезно заниматься музыкой – даже для «общего развития», без особых целей «вырастить профессионального музыканта» – выбирайте музыкальную школу.
Если ребенок не проявляет какой-то особой склонности к музицированию, но Вы хотите, чтобы он просто попробовал этим заниматься – выбирайте частное обучение или занятия в музыкальных кружках. Через год (и даже раньше) Вы сами поймете – нужны ли Вашему ребенку более серьезные занятия музыкой, или будет достаточно и этого, а может ему вообще стоит попробовать что-нибудь другое.
Если Вы поймете, что выбранный Вами тип обучения не соответствует возможностям и потребностям ребенка – не бойтесь искать другие варианты. Главная задача любых занятий музыкой – создать комфортные условия для творческого развития, независимо от уровня одаренности и музыкальности ребенка.
Вопрос 7: Как выбрать музыкальный инструмент для ребенка?
Это действительно не простой вопрос. С одной стороны, необходимо учитывать мнение самого ребенка. С другой стороны, совершенно бессмысленно спрашивать ребенка, какой инструмент ему больше нравится – откуда он может это знать, если он не видел и не слышал ничего, кроме фортепьяно. Да что там говорить, многие родители сегодня сами с трудом представляют, чем отличается кларнет от флейты или скрипка от виолончели. Мне известно два способа решения этой проблемы.
Способ 1
Узнайте, какие специальности существуют в выбранном Вами учебном заведении. Если Вы ищите частного педагога, позвоните в любую музыкальную школу и узнайте, на каких музыкальных инструментах там учат играть. Это поможет Вам сориентироваться – на каких музыкальных инструментах ребенок реально может научиться играть.
Узнайте, есть ли возрастные или другие ограничения для занятий по различным специальностям. Например, на уроки гитары обычно набирают детей постарше – лет с 10-ти. Для занятий по специальностям «баян» и «аккордеон» ребенок должен быть в достаточной мере развит физически, так как это весьма тяжелые инструменты. Для обучения на скрипке у ребенка должен быть от природы хорошо развит слух.
Найдите информацию о музыкальных инструментах в Интернете или в популярных энциклопедиях, справочниках (обязательно с красивыми фотографиями инструментов). Расскажите ребенку коротко о музыкальных инструментах и покажите, как они выглядят.
Чтобы послушать, как звучат музыкальные инструменты, посмотреть, как на них играют, Вы можете посетить вместе с ребенком отчетный концерт в ДМШ. Обычно это совершенно бесплатное мероприятие, однако далеко не все могут на него попасть по причине элементарной нехватки времени. В этом случае помните – звучание практически всех музыкальных инструментов Вы легко найдете в Интернете, а на сайтах RuTube и YouTube сможете увидеть, как на них играют. Однако нужно учитывать, что видео-ролик в Интернете произведет на ребенка гораздо меньшее впечатление, нежели посещение концерта.
После этого Вы сможете выбрать вместе с ребенком понравившийся ему и Вам музыкальный инструмент.
Этот способ имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы в том, что и Вы, и Ваш ребенок сможете сделать совершенно осознанный выбор, четко представляя, что за музыкальный инструмент выбираете. Вы узнаете, какие музыкальные инструменты бывают, чем они различаются и как звучат, а это само по себе весьма полезно.
Минусы в том, что ребенку будет непросто сделать выбор из большого числа музыкальных инструментов. Также Вашему ребенку может понравиться, например, скрипка – она красивая и в умелых руках хорошо звучит. Однако для того, чтобы научиться извлекать на этом инструменте звуки, хотя бы отдаленно напоминающие музыкальные, необходимо упорно трудиться. И сам ребенок, и окружающие его родные могут оказаться совершенно не готовыми к такого рода испытаниям. Такая же ситуация может возникнуть и с некоторыми духовыми инструментами. Кроме того, на знакомство с музыкальными инструментами Вам придется потратить значительное время. Поэтому я хочу предложить Вам еще один способ.
Способ 2
Выберите три наиболее распространенных инструмента – фортепиано, гитара, блок-флейта (дудочка), и предложите ребенку выбрать один из них. Ему будет гораздо проще выбрать из ограниченного числа инструментов, скорее всего, Вам не придется специально знакомить ребенка с ними (во всяком случае, найти информацию о трех инструментах будет значительно проще). Научиться играть на них не сложно, а звучание этих инструментов не будет сильно раздражать соседей. Исключение составляет блок-флейта – ее высокие звуки часто не переносят кошки и другие домашние животные (проверил на собственном опыте! Мой кот терпеть не мог когда я занимался на блок-флейте, хотя, возможно, я просто плохо играл).
Вы также можете выбрать три других инструмента, например – гармошка, балалайка, домра. Сочетания могут быть совершенно различными, главное – сохранить принцип.
Вопрос 8: Как выбрать учителя музыки?
Это, наверное, самый важный вопрос, который приходится решать родителям, отдавая ребенка в музыку. Во многом от первого учителя зависит – откроет ли ребенок для себя мир музыки. Педагог должен быть не только талантливым музыкантом, но и замечательным педагогом, чтобы передать свое мастерство ребенку, научить его тонко чувствовать природу музыки, любить и понимать ее. Эти два качества не часто соединяются в одном человеке, но главная проблема даже не в этом – и самый лучший педагог-музыкант может не найти психологического контакта с ребенком. Причина необязательно будет в самом учителе или в ребенке – эти два человека могут оказаться просто несовместимыми по своему характеру.
Тем ни менее, я хочу дать Вам несколько советов, которые помогут избежать встречи с недобросовестными учителями.
Получите рекомендации от знакомых, посмотрите отзывы на форумах местных локальных сетей о преподавателях музыки в Вашем районе.
Посетите, если это возможно, урок педагога, посмотрите, как он работает с детьми.
Узнайте квалификацию педагога. Если это частный преподаватель, не стесняйтесь попросить показать диплом о музыкальном или музыкально-педагогическом образовании.
Спросите своего ребенка, нравиться ли ему учитель, хотел бы он у него заниматься.
Через месяц занятий Вы увидите – установился ли психологический контакт между преподавателем и ребенком, или нет. Если контакта нет, необходимо выяснить причину этого. Возможно, побеседовав с ребенком и учителем, Вам удастся найти способ исправить положение.
Источник