Я самая обычная мама. Я не люблю тратить деньги на сто двадцать пятую машинку, не потакаю всем капризам сына и не поддаюсь на слезные провокации. Я бываю раздраженной, сердитой, неразговорчивой. Я могу сказать: «Поиграй сам, я устала» - и просто лечь на диван, оставив ребенка наедине с недостроенной башней. И только в одной просьбе я никогда, ни за что, ни по какой причине не отказываю своему ребенку. Эта просьба для меня – закон: «Мама, почитай!» Лучшим подарком в самой читающей стране мира, Советском Союзе, считалась книга. В эпоху Интернета и Спайдермена лучшим подарком считается…. правильно, компьютерная игра про Спайдермена. Родители, все как один, вздыхают: дети совершенно не хотят читать! При этом забывая одну маааленькую деталь: ребенок полюбит чтение лишь в том случае, если в его семье это делают с удовольствием. А чтобы чтение стало действительно удовольствием, нужно знать: что читать, как, и в каком возрасте.
Как Ниф-Ниф и Наф-Наф порядковые номера получили
Прежде чем приступить к классификации детской литературы, хотим сразу определиться: говорить будем только о настоящих, неподдельных книгах. О подлинниках. Вы скажете – а разве книжки бывают поддельными? Еще как бывают. И особенно печально то, что «поддельные» книжки – отличительная примета именно нашего времени, поскольку развелось их сейчас просто неимоверное количество.
Отличительные черты подделки – максимум иллюстраций, минимум текста, убогий пересказ известных сказок, повестей, мультфильмов. Дивные сказки классиков мировой литературы сегодняшним детям впихивают виде обрубленных SMS, причем написанных языком в стиле «сами мы не местные, русский плохо понимай…».
Помнится, лет десять назад мне посчастливилось увидеть американское издание «Преступления и наказания», пересказанного в виде… комиксов! На пятнадцати листах развернулась рисованная драма Достоевского, где Сонечка Мармеладова изображалась наглой проституткой в ботфортах и мини, а Раскольников почему-то носил тельняшку и говорил «Wow!!!» Тогда эта книженция стала для меня культурным шоком. Сегодня я не удивляюсь уже ничему.
Читаю своему ребенку сказку «Три поросенка». Тоненькая книжка за 50 тенге, из серии «Мама, купи, мне это очень надо!!!» Сразу несколько печальных открытий ждут меня: во-первых, поросят никак не зовут. То есть, вообще. Им присвоены практически тюремные обозначения «первый поросенок», «второй поросенок», «третий поросенок». Видимо, соавторам этой чудной книги показалось, что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф – это некие шифрованные ругательства. Во-вторых, поросята не поют. Ничего, никаких своих знаменитых песен: на эти тонкости нет драгоценного бумажного места. Нет диалогов, нет характеров, нет прилагательных, нет сказки. Есть развернутое SMS: «К нам тут волк забегал, обломался. Три поросенка».
Захлопнула я книжку и решила рассказать сыну сказку сама. С Ниф-Нифом, песнями, диалогами и характерами.
И ведь это еще не предел. Сказку про Бемби пересказывают на шести страницах. Повесть про Хоббита – на восьми. Дюймовочке выделено семь страничек с исполинскими картинками. Гуси-лебеди поместились на четырех… Сдается мне, скоро нам начнут пересказывать и сказки Пушкина, и стихи Барто своими словами. Просто, немудрено, безо всяких там «чего тебе надобно, старче?» Современней надо быть, Александр Сергеевич…
Если вы, несмотря на революционные движения в мире детской литературы, все же хотите читать детям нормальные книжки в авторском исполнении, обращайте внимание на следующее:
· Не покупайте книги, где есть указание: «в пересказе».
· Не увлекайтесь тоненькими дешевыми книжечками: там пишут так, что вы сами ребенку расскажите гораздо лучше.
· Книжки с Диснеевскими персонажами в две трети страницы – это стопроцентный низкопробный пересказ мультиков.
· Оценивая книгу, смотрите не только на красивые картинки, но и на грамотный текст. Слушая полноценную сказку, ребенок должен развивать воображение, сам дорисовывая в сознании ее героев.
И еще раз повторюсь: дальше мы говорим только о подлинных авторских книгах безо всякого пересказа!
Книги от нуля до трех лет
Что читаем: народные песенки, потешки, короткие сказки типа «Репки», «Курочки рябы», Агния Барто «Игрушки», Джанни Родари «Веселый поезд», Борис Заходер, Корней Чуковский «Чудо-дерево», «Айболит», Самуил Маршак «Веселое путешествие от А до Я», «Кошкин дом», Сутеев «Кто сказал «мяу»?», «Грибок-теремок», «Кораблик», «Капризная кошка»; стихи Якова Акима.
В каком возрасте можно начинать знакомство с книгой? Если вы хотите, чтобы она стала для малыша другом на всю жизнь, ответ однозначный - чем раньше, тем лучше. В самом нежном возрасте кроха еще не понимает значения слов, но ритм и напевность вашего чтения завораживает его: очень скоро он начнет понимать, что вы не просто разговариваете с ним, а рассказываете какую-то историю. А история возникает из того непонятного прямоугольного предмета, который лежит у вас на коленях…
Примерно до двух лет ребенок воспринимает книгу как игрушку. Вот почему желательно, чтобы его первые книжки были яркими, красочными, хорошо иллюстрированными.
В этом возрасте избегайте черно-белых иллюстраций, неинтересных рисунков: сейчас важно заинтересовать малыша процессом общения с книгой. Не пытайтесь заставить детеныша слушать ваше чтение дольше, чем он того хочет: ведь это не наказание, а удовольствие. В этом возрасте дети обычно «высиживают» максимум десять минут.
Для малышей лучше покупать книги, напечатанные на плотном картоне: они не только не мнутся и не рвутся, но и выдержат "влажную уборку", если чадо ненароком обольет страницу соком или вздумает при помощи фломастера "доработать" иллюстрации.
Шрифт должен быть четким, ясным, контрастным и крупным. Еще не умея читать, многие дети очень рано, едва ли не в два года, начинают рассматривать текст, искать в нем знакомые буквы и слова. И часто так, незаметно, и выучиваются читать. Поэтому очень важно, чтобы малыш не испортил глазки, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на сероватой бумаге.
Книги от трех до шести
Что читаем: сказки народов мира. Андерсен - «Снежная королева», «Огниво», «Гадкий утенок», Шарль Пьеро, братья Гримм, сказки Пушкина. Рассказы Носова, в том числе «Незнайка в Солнечном городе». Григорий Остер «Котенок по имени Гав», «Пиф и Геркулес»; Волков «Волшебник изумрудного города»; Киплинг «Отчего у слоненка длинный хобот», «Почему у носорога вся шкура в складках», Татьяна Александрова «Домовенок Кузька».
Это очень важный книжный возраст для ребенка. Именно в этот "золотой" период дети впервые открывают для себя самые замечательные произведения детской литературы, и сейчас очень важно познакомить их именно с такими произведениями. Вместе с родителями или самостоятельно дети проживают чудесные истории, захватывающие приключения, знакомятся с персонажами, которые потом будут любимы ими всю жизнь. Незамысловатые малышовые рифмовки и присказки пройдены, малыш созрел для солидной детской литературы.
Обычно все начинается с Винни-Пуха, Красной Шапочки, Кота в сапогах, Незнайки, Буратино, девочки Элли и ее друзей… Если к этому возрасту ребенок еще не привык слушать сказки, есть безотказный способ пробудить в нем интерес. Нужно сначала показать ему мультфильм про соответствующего героя, а потом сказать: «А знаешь, про Незнайку есть очень хорошая книжка, и в ней гораздо больше приключений, чем в мультике. Тебе интересно узнать, что еще случилось с Незнайкой, Пончиком и доктором Пилюлькиным?» Заинтригованный ребенок готов будет слушать вас бесконечно. Лично я прочла своему сыну толстенную и совершенно не иллюстрированную книгу Толстого «Приключения Буратино» за четыре вечера: трехлетний непоседа замирал, когда мама читала сказку про полюбившегося по фильму деревянного человечка…
Вообще, сказки в этом возрасте - лучшее детское чтение. Именно со сказок начинается понимание добра и зла, любви и ненависти, волшебства и реальности. Хорошая сказка всегда дает ответы на основополагающие нравственные вопросы, с которыми уже сталкивается ребенок. Она помогает развиться фантазии ребенка, его способности к сопереживанию, состраданию. Сказки взрослеют вместе с крохой, ведут его по жизни еще очень долго после того, как он выйдет из малышового возраста.
От шести до…
Что читаем: Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»; Виталий Бианки «Рассказы о животных», Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», «Малыш и Карлсон», «Приключения Эмиля из Леннеберги»; Алан Александр Милн «Вини Пух и все-все-все»; Джанни Родари «Приключения Чипполино»; Биссет «Забытый день рождения»; Джонатан Свифт , «Приключения Гулливера»; Редьярд Киплинг «Маугли», «Рики-Тики – Тави», Туве Янссен, серия о Мумии-Тролле; Ян Бжехва «Приключения пана Кляксы»; Джоан Роулинг – все книги о Гарри Потере. Произведения Любови Воронковой, Ирины Токмаковой, Михаила Пришвина, Сетон-Томпсона, Джералда Даррелла.
Этот возраст, с одной стороны, самый благодатный, потому что именно для школьников написаны самые лучшие шедевры мировой детской литературы, читать которые – ни с чем не сравнимое удовольствие. Но здесь родителей подстерегает самая трудная проблема - переход от "легкого" чтения, которое захватывает и книги «проглатываются залпом», к чтению ради процесса. К чтению, как образу жизни. И помочь перенять этот образ жизни должны помочь мама и папа.
Самая распространенная ошибка: родители перестают читать ребенку книги, как только тот начинает более-менее сносно читать самостоятельно. Мол, ты и сам можешь, а мне некогда. Из чего ребенок делает вывод, что читать на самом деле – скучная обязанность, от которой мама спешит избавиться. Не спешите прекращать традиционные вечерние чтения – ведь они приносят удовольствие вам, не меньше чем ребенку! Прочтите вместе «Пятнадцатилетнего капитана» Жюля Верна, «Белый Бим, Черное Ухо» Троепольского, «Мэри Поппинс, до свидания!» Памэлы Трэверс. Обсуждайте прочитанное, делитесь впечатлениями, спорьте. Вместе плачьте, вместе смейтесь. Заразите ребенка страстью к хорошей литературе, передайте ему волшебство и трепет каждой новой книги. Ведь если это случится, жить без книг потом будет уже просто невозможно.
А знаете, чего я жду больше всего? Когда моему сыну наконец исполнится шесть лет и я познакомлю его с моими любимыми книгами о Гарри Потере. И уж конечно, читать их мы будем вслух и вместе!
Журнал "Кенгуру" №47
Ольга Огай