Печальная статистика роста психических и физических заболеваний среди детей привела к пересмотру Всемирной Организацией Здравоохранения и Детским Фондом при ООН (ЮНИСЕФ) правил грудного вскармливания, которые впоследствии были одобрены Минздравом России. ВОЗ публично покаялась перед кормящими матерями и признала, что последние 40 лет им давались потенциально вредные советы по питанию младенцев.
Все развитые страны ведут сейчас активную пропаганду правильного естественного вскармливания, призывая матерей кормить своих детей грудью хотя бы до 2-х лет.
Этот срок установлен не просто так, а принимает во внимание физиологические законы вскармливания. Согласно этим законам, лактация имеет начало, срединную стадию (зрелая лактация), и свое окончание. Зрелая лактация при условии ее достаточной продолжительности всегда заканчивается периодом инволюции лактации. Молочная железа при этом уменьшается в размерах, количество вырабатываемого молока начинает отставать от возрастающих потребностей ребенка. Состав молока меняется, в нем значительно повышается содержание биологически активных веществ – таких, как антитела и иммуноглобулины, что делает его похожим по составу на молозиво. Основной задачей материнского молока уже является не питание ребенка, а значительная поддержка иммунитета, работы желудочно-кишечного тракта и облегчение дозревания других систем организма, в первую очередь, мозга (см. Воронцов И. М., Фатеева Е. М. Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка — СПб: «ФОЛИАНТ», 1998).
Заключительная стадия лактации может наступить после двух лет кормления, но не раньше.
Однако наблюдение за долгокормящими матерями позволяет экспертам по естественному вскармливанию констатировать, что у большинства женщин инволюция происходит в районе между 2,5 и 3,5 годами.
К сожалению, подавляющее большинство женщин, находясь в плену ложных убеждений относительно кормления грудью, продолжают, с большими потерями для себя и ребенка, прерывать лактацию до наступления инволюции.
Для того, чтобы завершение кормления грудью прошло для женщины безболезненно и физически, и психологически, оно должно происходить после инволюции молочной железы, то есть по законам природы. С момента инволюции грудь матери физиологически готова к прекращению лактации в любой момент без всяких неприятных последствий. Однако это не означает, что в этой фазе необходимость в грудном вскармливании сразу отпадает, и оно прекращается. Природа предусматривает, что кормление может продолжаться, причем сколь угодно долго - пока есть прикладывания, будет лактация.
Такая ситуация возникает из-за того, что человек – существо и биологическое, и социальное. Физиологические сроки наступления готовности ребенка прекратить потребление молока матери намного меньше варьируются, чем социально-психологические. Молоко ведь – не только источник питания младенца. Оно также поддерживает работу и помогает дозреванию всех систем его организма. Как только системы оказываются способны в основном работать самостоятельно, физиологически ребенок созревает к отлучению от груди. Очевидно, что мать и грудной ребенок – это единая система, поэтому в плане физиологии готовность материнского организма к прекращению лактации соотносится с готовностью к этому и детского организма.
Социально-психологическая готовность ребенка к отлучению намного более вариативна по срокам. Она зависит от двух факторов. Во-первых, от психологической стороны взаимоотношений между матерью и ребенком. Например, если были неблагополучные роды, ребенок не раз в первые месяцы своей жизни попадал в стрессовые ситуации, если его мать отличается повышенной тревожностью или не готова видеть своего ребенка самостоятельным – время наступления психологической готовности отлучения ребенка от груди наступает иногда гораздо позже времени его физиологической готовности.
Во-вторых, готовность ребенка к отделению от матери зависит от сроков социальной адаптации ребенка, заложенных в той культуре, в которой он живет. У разных народов вхождение ребенка во взрослую жизнь происходит в разном возрасте, и поэтому в разных культурах ребенок отлучается от груди в разном возрасте.
Таким образом, сроки биологической готовности и социально-психологической готовности ребенка к отделению от матери могут сильно не совпадать. Например, в современном цивилизованном обществе ребенок зачастую психологически оказывается готов к отлучению позже, а иногда значительно позже произошедшей у матери инволюции.
Возможная разница в сроках биологической и психологической сепарации ребенка учитывается природой, поэтому материнский организм, готовый к прекращению лактации, вместе с тем способен ее продолжать столько времени, сколько нужно.
Можно говорить о том, природой предусмотрены минимальный и максимальный сроки окончания лактации. Необходимым для ребенка минимумом является наступление у матери инволюции лактации. Инволюция сигнализирует матери, что ребенок, по большому счету, физиологически созрел к отлучению.
Желательным для ребенка максимумом является угасание у него потребности в сосании, после чего он уже не может сосать, забывает, как это делать. Угасание потребности означает психологическую готовность ребенка отделиться от матери, то есть отлучиться от груди. Отнятие от груди ребенка раньше, чем он будет эмоционально к этому готов, с неизбежностью ведет к психологическому стрессу, и насколько серьезны для психики будут последствия этого стресса, зависит от конкретного ребенка.
Поэтому, если условия жизни системы мать-ребенок позволяют, желательно, чтобы мама кормила и после инволюции, вплоть до самоотлучения ребенка, что будет находиться в согласии с законами его развития. Конечно, под «кормлением» здесь не идет речи о многоразовом и длительном прикладывании ребенка к груди в течение суток, серьезные изменения в организации грудного вскармливания происходят уже после года жизни ребенка.
Несмотря на то, что физиологически ребенок уже может обходиться без материнского молока, кормление после инволюции не менее полезно для его организма, чем до нее. Материнское молоко продолжает помогать, оно уже дает возможность по максимуму реализоваться тому потенциалу, который был заложен.
Обратим внимание, что очень часто из-за отсутствия необходимой информации матери прекращают кормление в тех случаях, в которых лактацию можно сохранить. Мама, которая и рада была бы кормить грудью дальше, отлучает ребенка из-за необходимости отъезда, прохождения курса лечения, выхода на работу, продолжения учебы. Регулярные отлучки из дома успешно можно совмещать с продолжением лактации, и даже можно временно прерывать кормление (исходя из имеющейся на сегодня практики – на срок до месяца).
Анастасия Добровольская
Философ, психолог (МГУ),
преподаватель философских и психологических дисциплин
Источник