Lugamama - Форум луганских мамочек: Развитие речи - Lugamama - Форум луганских мамочек

Перейти к содержимому


  • 2 Страниц +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему
Развитие речи

#1 Пользователь офлайн   Beauty 

 
  • Почетный житель
  • Иконка
  • Перейти к блогу
  • Группа: Житель форума
  • Сообщений: 1074
  • Регистрация: 16.03.09
  • Имя:Анна
  • Район Луганский
  • Благодарили: 434 Раз


Награды пользователя
 

Отправлено 05.09.2009 - 15:17

Что бывает…. Какое бывает…

Возраст: от 3 лет.

Начните игру словами:
"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

Или наоборот:
"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.
"А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"

Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

Что сначала, что потом

Возраст: от 3-4 лет.

Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,
сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…
Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

Что будет, если…

Возраст: от 3-4 лет.

Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

Что можно делать с … С чем можно делать…

Возраст: от 3-4 лет.

Вы начинаете:
"Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает.
Или:
"Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".

Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…
Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

Кто что делает

Возраст: от 3-4 лет.

Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Чайник - свистит, кипит,…"
"Машина - едет, гудит, светит,…"
"Снег - идет, тает,…"
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик - прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и дождь выпадают на землю.
И снег, и лед - тают.

Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лед, …"

Или задания, имеющие только один ответ:
"Кто чинит сапоги?"
"Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.
"Кто хоботом пьет воду?"
"Носит грибы на иголках?" и т.д.

Что где? Кто где?

Возраст: от 3-4 лет.

Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

Что внутри?

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом - стол,
шкаф - свитер,
холодильник - кефир,
тумбочка - книжка,
пузырек - лекарство,
кастрюля - суп,
дупло - белка,
улей - пчелы,
нора - лиса,
автобус - пассажиры,
корабль - матросы,
больница - врачи,
магазин - покупатели.

Угадай, кто это?

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Больше, чем… Меньше, чем

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый ставит задачу:
"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал."
Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.
Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

Один - много…

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.
"Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее".
Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …"
Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.

Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:
"Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…" (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)
Можно и наоборот:
"Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…" и так далее до одного или пока не собьется.
Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.

по материалам сайта: http://adalin.mospsy.ru/

0


  • 2 Страниц +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Другие ответы в этой теме

#21 Пользователь офлайн   tanyoha 

 
  • Колсультант-логопед
  • Иконка
  • Перейти к блогу
  • Группа: Специалист
  • Сообщений: 53
  • Регистрация: 26.02.12
  • Имя:Татьяна
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый
  • Благодарили: 27 Раз


Награды пользователя
 

Отправлено 20.03.2012 - 20:04

Игра № 1. "ФОНЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА"

Правила игры: Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы? — Тик-так.
Как подзывают цыплят? - Цып-цып.
Как чикают ножницы? - Чик-чик.
Что говорят, когда рыба срывается с крючка? - Эх и т.п.
А затем задаем вопросы так, чтобы, отвечая, ребенок использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? - Ж-Ж-Ж
Как воет волк? - У-У-У
Как паровоз выпускает пар? - Щ-Щ-Щ
Как поют комарики? - 3-3-3
Как рычит мотор? - Р-Р-Р
Что просит сказать врач, когда осматривает горло?- А-А-А
Как фыркает кот?- ф-ф-ф
Как выходит воздух из шара?- С-С-С
Как пыхтит каша? - П-П-П
Как шипит змея?- Ш-Ш-Ш и т.д.

Не страшно, если фыркает не кот, а ёжик, или звук Ш обозначает не змею, а опавшие листочки, главное, чтобы дети осмысленно подбирали и употребляли нужный звук.

Вариант этой игры.

"Звуковые загадки"

Называем какой-то звук, а ребенок придумывает кто (что) может его издавать.
Кто (что) издает такой звук: 3-3, Ш-Ш, Р-Р? и т. д.

Цель игры:
учится выделять звук.
0

Сказали спасибо 1 Пользователей:

#22 Пользователь офлайн   tanyoha 

 
  • Колсультант-логопед
  • Иконка
  • Перейти к блогу
  • Группа: Специалист
  • Сообщений: 53
  • Регистрация: 26.02.12
  • Имя:Татьяна
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый
  • Благодарили: 27 Раз


Награды пользователя
 

Отправлено 21.03.2012 - 10:19

Игра № 2. "ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ"

Возраст: от 4 лет

Цель: различать звуки

Правила игры:
Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж - полетел жучок;
Р - затарахтел игрушечный мотоцикл;
Ц - запрыгала белочка;
Ф — зафыркал ёжик.
0

#23 Пользователь офлайн   tanyoha 

 
  • Колсультант-логопед
  • Иконка
  • Перейти к блогу
  • Группа: Специалист
  • Сообщений: 53
  • Регистрация: 26.02.12
  • Имя:Татьяна
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый
  • Благодарили: 27 Раз


Награды пользователя
 

Отправлено 21.03.2012 - 10:20

Игра № 3. "ВОЛШЕБНЫЙ КУБИК"

Игровой материал:
2-3 кубика с картинками.

Правила игры:
На гранях обыкновенного кубика наклеены картинки - самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит:
"Вертись, крутись, на бочок ложись ", - и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

Таких кубиков, если этот вариант игры понравится детям, может быть 2-3.
0

#24 Пользователь офлайн   tanyoha 

 
  • Колсультант-логопед
  • Иконка
  • Перейти к блогу
  • Группа: Специалист
  • Сообщений: 53
  • Регистрация: 26.02.12
  • Имя:Татьяна
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый
  • Благодарили: 27 Раз


Награды пользователя
 

Отправлено 21.03.2012 - 10:24

Игра № 4. "СКАЖИ, КАК Я "
(Обучение интонированию звуков)

Возраст: 4 года

Называть те звуки, которые ребенок правильно произносит!

Игровой материал: мяч.

Правила игры: Дети стоят в кругу, а взрослый - в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например: (С)лон забо(Р) ко(Ш)ка.

Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также. Стараемся, чтобы в игре участвовали все дети.
0

#25 Пользователь офлайн   tanyoha 

 
  • Колсультант-логопед
  • Иконка
  • Перейти к блогу
  • Группа: Специалист
  • Сообщений: 53
  • Регистрация: 26.02.12
  • Имя:Татьяна
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый
  • Благодарили: 27 Раз


Награды пользователя
 

Отправлено 21.03.2012 - 10:47

Игра № 5. "ПОДБЕРЁМ ИГРУШКИ"
(Обучение интонированию звуков)


Игровой материал: игрушки, кукла, картинки с изображениями животных и птиц.

Правила игры: В комнате на видных местах лежат предметы, в названии которых есть звук Ж:
флажок, кружок, ножницы, ёжик, жираф и т.д.
Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука (Ж).
Как зовут куклу? - (Женя, Жанна)
Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть , тоже звук Ж. Какие игрушки дадим кукле?
Если дети затрудняются ответить, то ищем нужные предметы в комнате.
Примечание: Звук Ж очень хорошо интонируем, т. е. выделяем голосом.

Варианты этой игры:


1. "Ищем песенку жука в словах"


Как разговаривает жук? - Ж
Давай поищем песенку жука в других словах: (Ж) аба, мо
ро(Ж)еное, пиро(Ж)ок.
А в слове суп есть песенка жука?
А в слове торт?
А в слове (Ж)ир? Что-то я сомневаюсь, скажи получше.

Аналогично ищем песенку змеи (Ш), паровоза (Щ), листочков (Ш), белочки (Ц) в разных словах.

2. "Найди картинку"


На столе лежат картинки с изображениями животных или птиц. Просим выбрать те картинки, где нарисованы звери, в названиях которых есть звук Ж. Играем несколько раз. Всякий раз меняем звук.
0

#26 Пользователь офлайн   tanyoha 

 
  • Колсультант-логопед
  • Иконка
  • Перейти к блогу
  • Группа: Специалист
  • Сообщений: 53
  • Регистрация: 26.02.12
  • Имя:Татьяна
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый
  • Благодарили: 27 Раз


Награды пользователя
 

Отправлено 21.03.2012 - 10:52

Игра № 6. "ДЯТЕЛ"

Правила игры: Ребенок рассказывает потешку:

"Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит ".

После этого он изображает дятла: бьёт кулаком кулак, приговаривает: Д-д-д.
В этой игре вводим незаметно для малыша понятие твердости - мягкости согласного:
папа-дятел долбит - Д-Д-Д, а маленький птенец дятла стучит Д'-Д'-Д'.
0

#27 Пользователь офлайн   tanyoha 

 
  • Колсультант-логопед
  • Иконка
  • Перейти к блогу
  • Группа: Специалист
  • Сообщений: 53
  • Регистрация: 26.02.12
  • Имя:Татьяна
  • Город:Луганск
  • Район Жовтневый
  • Благодарили: 27 Раз


Награды пользователя
 

Отправлено 21.03.2012 - 10:55

Игра № 7. "КОМАРЫ И ОСЫ"

Различение звуков 3 - С


Игровой материал: картинки.

Правила игры: Комары звенят З-з-з, осы ползают возле банки с вареньем и поют свою песенку С-с-с. Предлагаем детям:
"Услышите песенку комара З-з-з, помашите крылышками, а когда услышите песенку осы С-с-с, то пальцами покажите, как она ползет ".
Затем называем слова, в которых есть звук С или звук 3, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.

Словарный материал: зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, самолёт, заноза, дозор, мазать и т.д.

Варианты этой игры:

1. "Слушай внимательно"

Различение звуков С - 3

У ребенка в руках две картинки: свисток и звонок. Свисток свистит С, а звонок звенит 3.
Говорим слова со звуками С и 3, а дети поднимают картинку с изображением свистка, если звучит С, или звонка, если звучит 3.

Различение звуков Ч — Щ

Объясняем:
Ч-Ч-Ч - так звучит паровоз. Когда услышите этот звук,
изобразите, как двигается паровоз; Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.
Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.

Словарный материал: число, шкаф, щенок, чибис, червяк, шапка, щепка, карандаш, щит, чашка, щель и т. д.

Различение звуков Ч-Ц

Ч-Ч-Ч - поехал паровоз.
Ц-Ц-Ц - махнула хвостом белочка (рукой изображаем
взмах хвоста).
Затем произносим слова, а дети показывают, какой звук услышали.

Словарный материал: читатель, цветок, чаща, цирк, чулан, царь, цепь, щель, чулок, цифра, цемент, щука, цыпки.

2. "Прогулка на велосипедах"

Различение звуков Щ-Ш

Мы едем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины.
Слабо надуты, ещё подкачаем насосом: Ш-Ш-Ш.
Хорошо накачали, только слышим - воздух шипит Щ-Щ-Щ.
Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как воздух выходит из шины? Щ-Щ-Щ.
Заклеим дырочку, ещё раз накачаем шину: Ш-Ш-Ш. Теперь можем кататься.
А кто помнит, как воздух из шины выходил: Щ-Щ-Щ.
Дети имитируют все действия с насосом и шиной.
0

Go back up!
  • 2 Страниц +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему



1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей


© 2010 IBSkin.com