Spoiler
Очень важно то, как именно родители разговаривают с ребенком. Большинство родителей разговаривают с детьми внимательно, чтобы им стало понятно, о чем идет речь, и чтобы они приняли к сведению услышанную информацию. Заикающемуся ребенку родители могут оказать значительную поддержку. Если ребенок испытывает трудности в обучении речи, к нему нужно относиться с еще большим терпением. Результат этого стоит. Не воспринимайте это всерьез, пожалуйста. Серьезные статьи смотрите ниже.
Афроамериканские народные поверья о заикании:
Поверья, касающиеся причин возникновения заикания:
* Мать неправильно питается во время кормления грудью.
* Ребенку разрешают смотреться в зеркало.
* Ребенка слишком много щекочут.
* Ребенку обрезают волосы до того, как он произнес свои первые слова.
* Беременная женщина увидела змею.
* Мать уронила ребенка.
* Ребенок был напуган в раннем возрасте.
* Ребенка укусила собака.
* Происки дьявола.
Поверья о способах лечения заикания:
* Ребенок может контролировать заикание.
* Ребенок прекратит заикаться, если сказать ему: "не качай ногой, когда говоришь".
* Заикание можно вылечить, если ударить кухонным полотенцем ребенка по губам.
* Заикание можно вылечить, если дать ребенку под язык мускатный орех.
Южноафриканские народные поверья о заикании
Поверья о причинах возникновения заикания:
* Ребенок вымок под дождем.
* О предстоящих родах не были предупреждены родственники.
* Эмоциональная травма.
* Ребенка слишком много щекотали.
* Карма (индийская).
* У ребенка короткий язык.
Поверья о способах лечении заикания:
* Смазать горло мазью.
* Молитва священника (индийского / африканского).
* Разговаривать со своим изображением в зеркале.
* Заикающийся должен кушать фрукты, которые клевала птица.
* Принимать правильное положение тела.
Афроамериканские народные поверья о заикании:
Поверья, касающиеся причин возникновения заикания:
* Мать неправильно питается во время кормления грудью.
* Ребенку разрешают смотреться в зеркало.
* Ребенка слишком много щекочут.
* Ребенку обрезают волосы до того, как он произнес свои первые слова.
* Беременная женщина увидела змею.
* Мать уронила ребенка.
* Ребенок был напуган в раннем возрасте.
* Ребенка укусила собака.
* Происки дьявола.
Поверья о способах лечения заикания:
* Ребенок может контролировать заикание.
* Ребенок прекратит заикаться, если сказать ему: "не качай ногой, когда говоришь".
* Заикание можно вылечить, если ударить кухонным полотенцем ребенка по губам.
* Заикание можно вылечить, если дать ребенку под язык мускатный орех.
Южноафриканские народные поверья о заикании
Поверья о причинах возникновения заикания:
* Ребенок вымок под дождем.
* О предстоящих родах не были предупреждены родственники.
* Эмоциональная травма.
* Ребенка слишком много щекотали.
* Карма (индийская).
* У ребенка короткий язык.
Поверья о способах лечении заикания:
* Смазать горло мазью.
* Молитва священника (индийского / африканского).
* Разговаривать со своим изображением в зеркале.
* Заикающийся должен кушать фрукты, которые клевала птица.
* Принимать правильное положение тела.
Что такое заикание?
Spoiler
Не всем детям легко дается обучение речи. Некоторые из них испытывают трудности при попытке из звуков составить слово. Они повторяют или растягивают первый звук во многих словах. Повторения и растягивания звуков называются нарушением плавности и слитности речи. Нарушение плавности и слитности речи может сопровождаться скованностью мышц, изменением высоты и громкости голоса, или испуганным выражением лица. Частое появляющееся нарушение плавности речи называется заиканием.
Почему заикание усиливается?
Некоторые специалисты считают, что заикание усиливается, вследствие того, что дети избегают произносить звуки, которые ранее были раскритикованы слушателями. Считается также, что заикание развивается, если ребенка заставляют говорить быстрее, отвечать быстрее, говорить более правильно. Не обязательно давление должно исходить от слушателя. Некоторые дети очень чувствительны и накладывают ограничение сами на себя. Такие дети говорят, захлебываясь, не смотря на самое доброжелательное окружение. Также у некоторых детей могут быть незрелые речевые и артикуляционные механизмы. Практически любое взаимодействие приводит к напряжению всех речевых способностей. Возможно, что заикание усиливается вследствие комбинации причин, исходящих, как от слушателя, так и от самого заикающегося.
Как именно родители могут уменьшить давление на ребенка?
Стремится ли ваш ребенок говорить в таком же быстром темпе, что и вы? Как быстро вы мыслите и говорите? Возможно, вашему ребенку трудно угнаться за вами. Из страха не успеть, ребенок спешит поучаствовать в беседе. Если это так, то ребенок как будто все время куда-то спешит.
Вы можете помочь заикающемуся ребенку более расслабленно относиться к речи. Главное, чтобы ребенок стал относиться к речи, как к чему-то легкому. Хорошо, если родители сами начинают разговаривать медленно и непринужденно. Постепенно имитируя ребенок усваивает образец более плавной, непринужденной речи.
Чем родители могут помочь своему ребенку во время беседы?
* После того, как ваш ребенок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая, таким образом, для него передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребенок. Если малыш захочет сказать что-то еще, он может сделать это без спешки.
* Не перебивайте вашего ребенка, пока он не закончит фразу. Не заканчивайте фразу за ребенка, если вдруг он начал заикаться. Если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы успеть все сказать.
* Заведите новые правила ведения беседы в семье: говорите по очереди, как во время еды, так и в отдельно отведенное для беседы время. Дайте возможность высказаться каждому, не перебивайте друг друга.
* Выделите время, которое вы посвятите исключительно своему ребенку. Во время этого взаимодействия наедине, вы можете разговаривать с малышом более медленно, а ребенку очень важно получать неразделенное родительское внимание. Родители могут планировать беседу с малышом с учетом детского уровня развития речи. Можно почитать книжку, и задать вопросы по картинкам, которые требуют короткого, простого, предсказуемого ответа. Также многим детям легче обсуждать то, что происходит в настоящем, чем касаться вопросов прошлого и будущего.
* Не критикуйте вашего ребенка. Фразы : “Прекрати”, “Подожди ”, “Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать ” не только не помогают, а наоборот только усиливают заикание. Ребенок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное напряжение только способствует развитию заикания. Критические замечания, даже сказанные с самыми лучшими намерениями, только ухудшают ситуацию.
* Избегайте ситуаций, в которых ребенок испытывает давление. Некоторые дети начинают сильнее заикаться, если им задают много вопросов, или просят что-то рассказать: “Расскажи папе, что мы сегодня делали”.
* Если у вас есть терпение, а малыш спокойный, используйте это время для приятного взаимодействия с ребенком.
Если ребенок заикается
По статистике, заиканием страдают миллионы людей - до двух с половиной процентов населения планеты. Причем чем более развита страна, чем сложнее ее язык, тем больше в ней заикающихся, и наоборот. В Африке, например, заикающихся намного меньше, чем в Европе.
В большинстве случаев заикание возникает в раннем возрасте и, к великому сожалению, может сопровождать человека всю жизнь. Теоретически заикание делится на невротическое (логоневроз), неврозоподобное и смешанное. Относится оно к пограничным нервно-психическим заболеваниям. Основной симптом - судорожные нарушения речи.
В 90 процентах случаев заикание обнаруживается у детей в возрасте от 2 до 5 лет, в период наиболее бурного речевого развития. Полуторагодовалый-двухлетний ребенок обычно владеет несколькими десятками слов, а к четырем годам он уже использует практически полный бытовой словарный запас взрослого человека. То есть за каких-то два года совершается невероятный речевой скачек. А поскольку речь - самая сложная и, значит, самая уязвимая из всех человеческих функций, на все трудности этого временного периода малыш отвечает прежде всего речевыми нарушениями, в том числе - заиканием.
Мальчики заикаются в три-четыре раза чаще, чем девочки. Считается, что нервная система у них менее устойчива и они в большей степени подвержены нервно-психическим расстройствам. В период становления речи девочки физически и интеллектуально уже более развиты, чем их сверстники. К тому же те активнее и своевольнее и потому чаще попадают в ситуации, чреватые психической травмой - она, как правило, и запускает механизм заикания. Эта травма может быть нанесена резко и внезапно - каким-то ошеломляющим событием, поразившим малыша. Но невротическое заикание не обязательно «запускается» только таким образом.
Нередко заикаться начинает ребенок, чувствующий себя заброшенным и нелюбимым, с которым дурно обращаются, мало или грубо разговаривают. Ухудшают ситуацию ссоры родителей, семейный алкоголизм. Все это держит мало что понимающего в жизни человека в постоянном эмоциональном напряжении, которое неизбежно приводит к истощению нервной системы и, как следствие, - к заиканию. Но страдают не только дети в неблагополучных семьях. У малыша, растущего в атмосфере обожания и вседозволенности, не формируется необходимый в жизни навык активного терпения. И когда такой ребенок попадает в ситуацию, требующую самоограничения, он может ответить на нее речевым сбоем.
Заикание развивается бурно, когда ребенок попадает в экстремальную ситуацию, которая вызывает у него сильнейший испуг и, как следствие, эмоциональный шок. Родителям нужно знать, что маленькие дети заражаются страхами взрослых чаще, чем пугаются сами. Их зачастую страшит не само событие, а реакция на него отца или матери. Чем младше ребенок, тем легче нанести ему травму, чреватую заиканием.
Заикание лечится, но нужно четко представлять себе, что полностью вылечить удается лишь 5-7 процентов заикающихся. Заикание может пройти и само по себе, без лечения.
Чем меньше ребенок, тем больше шансов, что речь у него наладится. Примерно до 5 лет специальные занятия с логопедом ребенку не нужны, хотя показать его врачу стоит. Специалист подскажет, как укрепить нервную систему малыша, пропишет успокаивающее и порекомендует определенный распорядок дня. Если к пяти годам заикание не проходит, придется обращаться к специалистам - психоневрологам, психиатра, невропатологам, логопедам. Существует множество методик, сочетающих психотерапию с дополнительными упражнениями - развитием мелкой моторики, дыхательной гимнастикой и т.п. Родителям, которые хотят помочь ребенку с заиканием, ни в коем случае не следует зацикливаться на этом дефекте. В конце концов, от заикания еще никто не умер.
Заикающийся ребенок совершенно полноценен. Он просто нуждается в помощи, чтобы адаптироваться к своей речевой особенности. Если его любят, с ним подолгу играют и всерьез разговаривают, он и не подумает сомневаться в себе. Именно эта спокойная, достаточно высокая самооценка поможет ему игнорировать насмешки сверстников. Очень хорошо, если заикающийся ребенок занимается спортом, - это поможет ему окрепнут физически, укрепит нервную систему и, что немаловажно, расширит круг его общения.
При благоприятных обстоятельствах (умная семья, разносторонние интересы, увлекательная работа) значимость заикания сама собой сходит на нет. Взрослый человек вообще может забыть об этом своем дефекте. Бывает и так, что заикание практически исчезает (становится заметным, лишь когда человек сильно волнуется).
Большинство детей, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних детей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда уже родители начинают беспокоится, обращаются за помощью к логопеду. Кроме нарушения произношения звуков, ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например, заиканием. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушения коммуникативной сферы.
Сначала заикающийся ребенок, на первый взгляд, совершенно нормально общается с другими детьми. А потом мы вдруг начинаем замечать, что ребенок все больше и больше предпочитает играть один, не хочет идти гулять, отказывается ходить в детский сад. Он начинает осознавать свой дефект и стесняться его. А иногда и взрослые подливают масла в огонь, говоря при ребенке о его недостатке.
Заикание бывает разным. Например, впечатлительный, внушаемый ребенок может начать заикаться, подражая кому-нибудь из взрослых, а потом эта реакция может закрепиться. Такое заикание могут корректировать сами родители, следя за тем, чтобы ребенок ограничивал свое общение с заикающимися людьми.
Иногда ребенок торопится, начинает говорить быстро, из-за этого ухудшается произношение звуков, а затем из-за перегрузки речевого аппарата может возникнуть и заикание. Обычно такая форма заикания проходит быстро, если родители следят за речью ребенка, не торопят его.
Бывают и более сложные формы заикания. Одна из них может быть вызвана какой-либо внутренней психической травмой. Очень часто такой причиной бывает испуг. Ребенок становится беспокойным, легко возбудимым, раздражительным, у него ухудшается аппетит, иногда он начинает бояться говорить, а потом на фоне этого появляется заикание.
Страдающий заиканием ребенок может быть повышенно агрессивен или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками ребенок боится быть несостоятельным, потерпеть фиаско. Он старается или вообще избегать общения с другими детьми или вступает в конфликты с ними. В отношениях со взрослыми очень часто появляется сильная привязанность к кому-либо. У такого ребенка очень неустойчивая самооценка, он хочет многого добиться, но при этом не верит в свои силы, поэтому старается избегать ситуаций, в которых могут проявиться его реальные способности.
Конечно, заикающийся ребенок требует к себе особого внимания. Ему требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной речи, и психолога, который помогает ребенку справиться со своими внутренними трудностями. И, конечно же, ребенку необходимо внимание любящих и заботливых родителей, которые верят в его силы и возможности и поддерживают ребенка своей любовью.
Каждый ребенок представляет собой яркую индивидуальность и требует особого к себе отношения. Поэтому подход к общению со своим ребенком каждый родитель может и должен найти сам. Но в любом случае при общении с заикающимся ребенком важно придерживаться некоторых общих положений:
- не стоит обращать особое внимание ребенка на речевые дефекты. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
- ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом;
- объективно и постоянно подчеркивайте достоинства своего ребенка;
- поощряйте его стремление общаться с другими детьми;
- не стоит напоминать такому ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;
- обращайте внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте созданию этих ситуаций.
В домашних условиях могут быть организованы некоторые игры и упражнения для развития речевой сферы заикающихся детей. Можно подбирать игры, направленные на развитие воображения детей и умение передать свой замысел с помощью слов, или упражнения на владение своим голосом, своим телом. Очень полезны подвижные логоритмические игры, способствующие развитию координации речи и движения, развитию интонационной стороны речи, а также развитию чувства ритма. Их желательно использовать с музыкальным сопровождением. Вот одна из таких игр:
"Кулачки и ладошки". Используется ритмичная музыка. Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении:
Есть у любого два кулачка.
Хлопнул один по другому слегка:
Хлоп-хлоп (4 раза).
Ну, а ладошки не отстают,
Следом за ними весело бьют:
Хлоп-хлоп (4 раза).
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются:
Хлоп-хлоп (4 раза).
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются:
Хлоп-хлоп (4 раза).
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали:
Хлоп-хлоп (4 раза).
А ладошки-баловницы
Тоже не отстали:
Хлоп-хлоп (4 раза)!
В каком случае следует обращаться к врачу
* Если заикание впервые обнаруживается у взрослого человека.
* Если периоды заикания учащаются или если для нормальной речи требуется больше усилий или повышения голоса, чем раньше.
* Если вас беспокоят нарушения речи вашего ребенка.
О чем говорят ваши симптомы
Если у вас есть заикающийся ребенок, первое, что вам следует помнить, -- это то, что он принадлежит к обществу знаменитых людей. Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро, Карли Саймон и Джеймс Джоунс - вот далеко неполный перечень знаменитостей, страдавших этим расстройством.
Заикание обычно возникает в детском возрасте. Чаще оно наблюдается у мальчиков, нежели у девочек. Действительно, вероятность заикания у мальчиков в четыре раза выше. Заикание возникает обычно тогда, когда они начинают разговаривать. Для маленьких детей нормально повторять слова, например, так: "Я хочу-хочу-хочу это печенье". Но ребенок с заиканием несколько раз повторяет вместо слов звуки: "Я х-х-х-хочу это печенье". Врачи считают, что ребенок, который повторяет звуки в словах более двух раз, обнаруживает начальные признаки заикания.
Хотя ученые все еще не уверены в происхождении заикания, они предполагают, что оно возникает вследствие генетической предрасположенности. Случаи заикания обычно встречаются у нескольких членов семьи. Ребенок со стойкими явлениями заикания, возможно, подвергается сильному стрессу в семье. Заикание может наблюдаться у него во время очень сильного волнения. Заикание у ребенка с наследственной предрасположенностью провоцируется любыми другими факторами. Заикание никогда не следует рассматривать как дефект, считают врачи. Поэтому очень важно не допускать упреков в адрес этого ребенка со стороны родителей или учителей.
У взрослых периоды заикания наблюдаются крайне редко. Обычно они являются показанием для обращения к врачу. Заикание может возникать после микроинсульта, так называемых динамических нарушений мозгового кровообращения. В редких случаях после травмы головы или энцефалита, воспаления головного мозга человек, ранее никогда не страдавший расстройствами речи, начинает заикаться. Если вдруг вы начнете заикаться, считайте это настораживающим симптомом и немедленно обращайтесь к врачу.
ЛЕЧЕБНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ СМЯГЧЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ СИМПТОМОВ
Ребенок, начинающий заикаться, скорее, нуждается в помощи логопеда, чем врача. Но профессиональная терапия -- это только отправная точка. Чем больше помощи получит ребенок от родителей и учителей, тем легче он справится с заиканием. Это касается не только детей, но и взрослых тоже. Иногда заикание проходит самостоятельно, но есть много способов помочь ребенку преодолеть его и дальше следить за своей речью.
Вот некоторые указания по поводу правильного поведения с детьми, страдающими заиканием.
Обратитесь за профессиональной помощью. Самое подходящее время обращения за помощью к логопеду -- начальный этап заикания у ребенка дошкольного возраста. Но делать это надо осторожно. Когда лечение начинают до начала занятий ребенка в школе, оно оказывается очень успешным. Специалист, по-видимому, посоветует вам периодически приводить ребенка на проверки и консультации, чтобы вам было легче заниматься с ним в домашних условиях.
Обращайте больше внимания на смысл того, что говорит ребенок. Научитесь внимательно слушать его. Сядьте рядом с ребенком и поговорите с ним откровенно. Убедите его в том, что вы слушаете его и заботитесь о нем. Очень важно уметь слушать то, что ваш ребенок пытается сказать вам, и меньше внимания обращать на то, как он это делает.
Не надо говорить быстро. Если вы обычно говорите быстро, постарайтесь сознательно снизить скорость речи. Вы покажете своему ребенку хороший пример, которому он может следовать, когда будет говорить сам. Кроме этого, во время медленного разговора ему будет легче концентрировать внимание на словах. Таким образом, вы обеспечите более благоприятную атмосферу для общения с ребенком.
Создайте "зону спокойного общения". Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка каждый день было время, когда все внимание уделялось бы ему одному и не возникало бы соперничества с другими детьми. Когда появляются конфликты между братьями и сестрами, вам нужно вмешаться и успокоить детей. Ребенок, который страдает заиканием, всегда должен иметь возможность высказаться в свою очередь.
Поговорите с ребенком перед сном. Постарайтесь как можно чаше разговаривать с ним перед сном. Такие тихие беседы могут продолжаться всего 10--15 минут, но нужно попытаться проводить их несколько раз в течение недели. Очень полезно каждый день вести с ребенком спокойное обсуждение интересующих его вещей. Эти беседы оказывают расслабляющее действие. Разговаривая с ребенком, сохраняйте спокойный тон и не выдвигайте каких-либо требований. Можно также почитать какой-нибудь рассказ и обсудить его содержание. В беседе следует избегать прямых вопросов типа: "А чем ты занимался сегодня?".
Откажитесь от запретов. Ребенок может чувствовать, что его заикание является нежелательной темой для обсуждения, потому что о нем никто не упоминает открыто. Родители должны положить конец этому. Говорите со своим ребенком о его заикании. Выразите ребенку свою эмоциональную поддержку словами: "Тебе было непросто сказать это, не так ли?" Если вы приободрите ребенка разговорами на данную тему, он поймет, что может обсуждать больной для него вопрос столько, сколько ему захочется.
По-современному его называют «логоневроз». Им страдают от 2 до 3 процентов населения России. Заболевание, как правило, начинается в детском возрасте, причем у мальчиков. Это объясняется тем, что они в отличие от девочек позже начинают говорить, более пугливы, возбудимы и чаще попадают в травмирующие психику ситуации.
СОБАЧКА БЕЖАЛА, «ГАВ» СКАЗАЛА
Испуг чаще всего связан с нападением животных и птиц: драчливых петухов, попугаев, собак, кошек, коров, коз, лошадей. Они кусают, царапают, клюют, бодают. Бывает, что при этом физическая травма небольшая, но психическая - огромная и приводит к логоневрозу. Ребенка может напугать и домашний скандал, побои, а то и просто шутка товарищей, братьев или сестер.
Страх темноты, одиночества, неуверенность в себе, невыученные уроки, боязнь уколов, кошмарные сны, навеянные просмотром «ужастиков», тоже способствуют заиканию. «Сбой в системе» происходит на уровне речевого центра коры головного мозга, в результате чего нарушается обмен информацией между мозгом и мышцами речевого и дыхательного аппарата. Мышцы отвечают на сбой судорогой, что ведет к изменению темпа и ритма, то есть плавности речи.
Иногда заикание связано с травмами мозга. Органические заболевания нервной системы, тяжело протекающие беременность и роды у части детей сказываются на речевом аппарате. Ребенок может начать заикаться после кори, коклюша, воспаления легких, проведенных оперативных вмешательств. Наследственность - не последний фактор в возникновении логоневроза.
Ему способствуют быстрая и невнятная речь членов семьи и самого ребенка; позднее речевое развитие или, наоборот, опережающее развитие речи, леворукость ребенка. Особая причина возникновения болезни - заикание по подражанию. В таких случаях необходимо срочно изолировать «подражателя». За последнее время участились случаи заикания в двуязычных семьях в момент становления речи у ребенка.
В большей степени подвержены опасности развития логоневроза дети с повышенной раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью, плохим сном или, наоборот, чрезмерно робкие.
Особо стоит истерическое заикание - при нем шепотная речь, речь наедине с самим собой, пение не нарушены. Как только появляется зритель или иная выгодная для больного ситуация - невыученный урок, желание обратить на себя внимание или вызвать жалость к себе, начинаются шероховатости речи.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста мало обращают внимания на свою речь, чего не скажешь о подростках и юношах, для которых даже незначительный дефект речи может быть поводом для невротических реакций и выработки чувства неполноценности. Заикание является помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни. Затрудняя общение, оно часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность, зависимость от окружающих.
ГОВОРИМ ЧЕТКО И ПЛАВНО
Отсюда вытекает целесообразность раннего начала лечения, которое, как правило, длится от 3 до 5 месяцев, включая логопедию, рациональную психотерапию, аутотренинг, гипноз, физио- и фармотерапию, фитотерапию, иглоукалывание, занятия с психологом и другие методы. Все они направлены на преодоление патологии речи и пересмотр своего отношения к дефекту. Лечение может быть индивидуальным и групповым.
Иногда практикуется «одномоментный» способ снятия заикания. По мнению врачей-психотерапевтов, он малоэффективен и дает много рецидивов. Оптимальным методом лечения остается гипноз, проводимый врачом-специалистом. 80% больных излечивается. Вреда от проводимой гипнотерапии не бывает. Дошкольникам и младшим школьникам гипноз не проводится. А уже с 13-14 лет можно подключать гипноз.
Аутогенная тренировка широко применяется для лечения заикания. В результате систематических занятий можно достичь расслабления артикулярно-голосового аппарата, снять скованность, напряжение в области диафрагмы, ликвидировать волнения и страхи. Занятия лучше начинать под руководством опытного инструктора. Самостоятельно освоить аутогенную тренировку тоже можно, но на первых порах бывает трудно добиться релаксации и тепла, на фоне которых проводится самовнушение.
Иглоукалывние дает определенный результат, если сеансы проводит врач с соответствующей подготовкой. Фитотерапия не является основным методом лечения, но без нее не обойтись с «расшатанными» нервами, она показана как взрослым, так и детям. Пациентам необходимо наедине чаще говорить, читать, петь во весь голос. Заикание требует упорного, настойчивого и длительного лечения. Любой, даже самый маленький успех должен окрылять.
Комментарии клинического логопеда Татьяны Николаевны Алексеевой:
Если заикание у вашего ребенка только что появилось, необходимо обратиться к логопеду, психотерапевту или неврологу. Более трудными являются случаи, когда родители не предпринимают попыток помочь своему ребенку и «запускают» речевое расстройство, полагая, что оно пройдет само собой.
Если заикание не лечить, оно может приобрести хроническую форму, и тогда потребуется гораздо больше усилий для его устранения. Работа по преодолению заикания очень сложна, трудоемка, требует индивидуального подхода и комплексного лечения. Но при условии большого желания пациента, его настойчивости в достижении цели, при помощи квалифицированных специалистов можно достичь хороших результатов при устранении патологии даже в весьма зрелом возрасте.
Дифференцированный подход к проблеме каждого пациента с учетом особенностей его нервной системы и психики, точная диагностика, медикаментозная поддержка, использование современных эффективных методик позволяют правильно организовать и успешно осуществлять коррекционную работу.
Почему заикание усиливается?
Некоторые специалисты считают, что заикание усиливается, вследствие того, что дети избегают произносить звуки, которые ранее были раскритикованы слушателями. Считается также, что заикание развивается, если ребенка заставляют говорить быстрее, отвечать быстрее, говорить более правильно. Не обязательно давление должно исходить от слушателя. Некоторые дети очень чувствительны и накладывают ограничение сами на себя. Такие дети говорят, захлебываясь, не смотря на самое доброжелательное окружение. Также у некоторых детей могут быть незрелые речевые и артикуляционные механизмы. Практически любое взаимодействие приводит к напряжению всех речевых способностей. Возможно, что заикание усиливается вследствие комбинации причин, исходящих, как от слушателя, так и от самого заикающегося.
Как именно родители могут уменьшить давление на ребенка?
Стремится ли ваш ребенок говорить в таком же быстром темпе, что и вы? Как быстро вы мыслите и говорите? Возможно, вашему ребенку трудно угнаться за вами. Из страха не успеть, ребенок спешит поучаствовать в беседе. Если это так, то ребенок как будто все время куда-то спешит.
Вы можете помочь заикающемуся ребенку более расслабленно относиться к речи. Главное, чтобы ребенок стал относиться к речи, как к чему-то легкому. Хорошо, если родители сами начинают разговаривать медленно и непринужденно. Постепенно имитируя ребенок усваивает образец более плавной, непринужденной речи.
Чем родители могут помочь своему ребенку во время беседы?
* После того, как ваш ребенок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая, таким образом, для него передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребенок. Если малыш захочет сказать что-то еще, он может сделать это без спешки.
* Не перебивайте вашего ребенка, пока он не закончит фразу. Не заканчивайте фразу за ребенка, если вдруг он начал заикаться. Если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы успеть все сказать.
* Заведите новые правила ведения беседы в семье: говорите по очереди, как во время еды, так и в отдельно отведенное для беседы время. Дайте возможность высказаться каждому, не перебивайте друг друга.
* Выделите время, которое вы посвятите исключительно своему ребенку. Во время этого взаимодействия наедине, вы можете разговаривать с малышом более медленно, а ребенку очень важно получать неразделенное родительское внимание. Родители могут планировать беседу с малышом с учетом детского уровня развития речи. Можно почитать книжку, и задать вопросы по картинкам, которые требуют короткого, простого, предсказуемого ответа. Также многим детям легче обсуждать то, что происходит в настоящем, чем касаться вопросов прошлого и будущего.
* Не критикуйте вашего ребенка. Фразы : “Прекрати”, “Подожди ”, “Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать ” не только не помогают, а наоборот только усиливают заикание. Ребенок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное напряжение только способствует развитию заикания. Критические замечания, даже сказанные с самыми лучшими намерениями, только ухудшают ситуацию.
* Избегайте ситуаций, в которых ребенок испытывает давление. Некоторые дети начинают сильнее заикаться, если им задают много вопросов, или просят что-то рассказать: “Расскажи папе, что мы сегодня делали”.
* Если у вас есть терпение, а малыш спокойный, используйте это время для приятного взаимодействия с ребенком.
Если ребенок заикается
По статистике, заиканием страдают миллионы людей - до двух с половиной процентов населения планеты. Причем чем более развита страна, чем сложнее ее язык, тем больше в ней заикающихся, и наоборот. В Африке, например, заикающихся намного меньше, чем в Европе.
В большинстве случаев заикание возникает в раннем возрасте и, к великому сожалению, может сопровождать человека всю жизнь. Теоретически заикание делится на невротическое (логоневроз), неврозоподобное и смешанное. Относится оно к пограничным нервно-психическим заболеваниям. Основной симптом - судорожные нарушения речи.
В 90 процентах случаев заикание обнаруживается у детей в возрасте от 2 до 5 лет, в период наиболее бурного речевого развития. Полуторагодовалый-двухлетний ребенок обычно владеет несколькими десятками слов, а к четырем годам он уже использует практически полный бытовой словарный запас взрослого человека. То есть за каких-то два года совершается невероятный речевой скачек. А поскольку речь - самая сложная и, значит, самая уязвимая из всех человеческих функций, на все трудности этого временного периода малыш отвечает прежде всего речевыми нарушениями, в том числе - заиканием.
Мальчики заикаются в три-четыре раза чаще, чем девочки. Считается, что нервная система у них менее устойчива и они в большей степени подвержены нервно-психическим расстройствам. В период становления речи девочки физически и интеллектуально уже более развиты, чем их сверстники. К тому же те активнее и своевольнее и потому чаще попадают в ситуации, чреватые психической травмой - она, как правило, и запускает механизм заикания. Эта травма может быть нанесена резко и внезапно - каким-то ошеломляющим событием, поразившим малыша. Но невротическое заикание не обязательно «запускается» только таким образом.
Нередко заикаться начинает ребенок, чувствующий себя заброшенным и нелюбимым, с которым дурно обращаются, мало или грубо разговаривают. Ухудшают ситуацию ссоры родителей, семейный алкоголизм. Все это держит мало что понимающего в жизни человека в постоянном эмоциональном напряжении, которое неизбежно приводит к истощению нервной системы и, как следствие, - к заиканию. Но страдают не только дети в неблагополучных семьях. У малыша, растущего в атмосфере обожания и вседозволенности, не формируется необходимый в жизни навык активного терпения. И когда такой ребенок попадает в ситуацию, требующую самоограничения, он может ответить на нее речевым сбоем.
Заикание развивается бурно, когда ребенок попадает в экстремальную ситуацию, которая вызывает у него сильнейший испуг и, как следствие, эмоциональный шок. Родителям нужно знать, что маленькие дети заражаются страхами взрослых чаще, чем пугаются сами. Их зачастую страшит не само событие, а реакция на него отца или матери. Чем младше ребенок, тем легче нанести ему травму, чреватую заиканием.
Заикание лечится, но нужно четко представлять себе, что полностью вылечить удается лишь 5-7 процентов заикающихся. Заикание может пройти и само по себе, без лечения.
Чем меньше ребенок, тем больше шансов, что речь у него наладится. Примерно до 5 лет специальные занятия с логопедом ребенку не нужны, хотя показать его врачу стоит. Специалист подскажет, как укрепить нервную систему малыша, пропишет успокаивающее и порекомендует определенный распорядок дня. Если к пяти годам заикание не проходит, придется обращаться к специалистам - психоневрологам, психиатра, невропатологам, логопедам. Существует множество методик, сочетающих психотерапию с дополнительными упражнениями - развитием мелкой моторики, дыхательной гимнастикой и т.п. Родителям, которые хотят помочь ребенку с заиканием, ни в коем случае не следует зацикливаться на этом дефекте. В конце концов, от заикания еще никто не умер.
Заикающийся ребенок совершенно полноценен. Он просто нуждается в помощи, чтобы адаптироваться к своей речевой особенности. Если его любят, с ним подолгу играют и всерьез разговаривают, он и не подумает сомневаться в себе. Именно эта спокойная, достаточно высокая самооценка поможет ему игнорировать насмешки сверстников. Очень хорошо, если заикающийся ребенок занимается спортом, - это поможет ему окрепнут физически, укрепит нервную систему и, что немаловажно, расширит круг его общения.
При благоприятных обстоятельствах (умная семья, разносторонние интересы, увлекательная работа) значимость заикания сама собой сходит на нет. Взрослый человек вообще может забыть об этом своем дефекте. Бывает и так, что заикание практически исчезает (становится заметным, лишь когда человек сильно волнуется).
Большинство детей, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних детей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда уже родители начинают беспокоится, обращаются за помощью к логопеду. Кроме нарушения произношения звуков, ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например, заиканием. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушения коммуникативной сферы.
Сначала заикающийся ребенок, на первый взгляд, совершенно нормально общается с другими детьми. А потом мы вдруг начинаем замечать, что ребенок все больше и больше предпочитает играть один, не хочет идти гулять, отказывается ходить в детский сад. Он начинает осознавать свой дефект и стесняться его. А иногда и взрослые подливают масла в огонь, говоря при ребенке о его недостатке.
Заикание бывает разным. Например, впечатлительный, внушаемый ребенок может начать заикаться, подражая кому-нибудь из взрослых, а потом эта реакция может закрепиться. Такое заикание могут корректировать сами родители, следя за тем, чтобы ребенок ограничивал свое общение с заикающимися людьми.
Иногда ребенок торопится, начинает говорить быстро, из-за этого ухудшается произношение звуков, а затем из-за перегрузки речевого аппарата может возникнуть и заикание. Обычно такая форма заикания проходит быстро, если родители следят за речью ребенка, не торопят его.
Бывают и более сложные формы заикания. Одна из них может быть вызвана какой-либо внутренней психической травмой. Очень часто такой причиной бывает испуг. Ребенок становится беспокойным, легко возбудимым, раздражительным, у него ухудшается аппетит, иногда он начинает бояться говорить, а потом на фоне этого появляется заикание.
Страдающий заиканием ребенок может быть повышенно агрессивен или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками ребенок боится быть несостоятельным, потерпеть фиаско. Он старается или вообще избегать общения с другими детьми или вступает в конфликты с ними. В отношениях со взрослыми очень часто появляется сильная привязанность к кому-либо. У такого ребенка очень неустойчивая самооценка, он хочет многого добиться, но при этом не верит в свои силы, поэтому старается избегать ситуаций, в которых могут проявиться его реальные способности.
Конечно, заикающийся ребенок требует к себе особого внимания. Ему требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной речи, и психолога, который помогает ребенку справиться со своими внутренними трудностями. И, конечно же, ребенку необходимо внимание любящих и заботливых родителей, которые верят в его силы и возможности и поддерживают ребенка своей любовью.
Каждый ребенок представляет собой яркую индивидуальность и требует особого к себе отношения. Поэтому подход к общению со своим ребенком каждый родитель может и должен найти сам. Но в любом случае при общении с заикающимся ребенком важно придерживаться некоторых общих положений:
- не стоит обращать особое внимание ребенка на речевые дефекты. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
- ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом;
- объективно и постоянно подчеркивайте достоинства своего ребенка;
- поощряйте его стремление общаться с другими детьми;
- не стоит напоминать такому ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;
- обращайте внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте созданию этих ситуаций.
В домашних условиях могут быть организованы некоторые игры и упражнения для развития речевой сферы заикающихся детей. Можно подбирать игры, направленные на развитие воображения детей и умение передать свой замысел с помощью слов, или упражнения на владение своим голосом, своим телом. Очень полезны подвижные логоритмические игры, способствующие развитию координации речи и движения, развитию интонационной стороны речи, а также развитию чувства ритма. Их желательно использовать с музыкальным сопровождением. Вот одна из таких игр:
"Кулачки и ладошки". Используется ритмичная музыка. Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении:
Есть у любого два кулачка.
Хлопнул один по другому слегка:
Хлоп-хлоп (4 раза).
Ну, а ладошки не отстают,
Следом за ними весело бьют:
Хлоп-хлоп (4 раза).
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются:
Хлоп-хлоп (4 раза).
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются:
Хлоп-хлоп (4 раза).
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали:
Хлоп-хлоп (4 раза).
А ладошки-баловницы
Тоже не отстали:
Хлоп-хлоп (4 раза)!
(По материалам книги: Клюева Н., Касаткина Ю. "Учим детей общению", Ярославль, 1996)
В каком случае следует обращаться к врачу
* Если заикание впервые обнаруживается у взрослого человека.
* Если периоды заикания учащаются или если для нормальной речи требуется больше усилий или повышения голоса, чем раньше.
* Если вас беспокоят нарушения речи вашего ребенка.
О чем говорят ваши симптомы
Если у вас есть заикающийся ребенок, первое, что вам следует помнить, -- это то, что он принадлежит к обществу знаменитых людей. Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро, Карли Саймон и Джеймс Джоунс - вот далеко неполный перечень знаменитостей, страдавших этим расстройством.
Заикание обычно возникает в детском возрасте. Чаще оно наблюдается у мальчиков, нежели у девочек. Действительно, вероятность заикания у мальчиков в четыре раза выше. Заикание возникает обычно тогда, когда они начинают разговаривать. Для маленьких детей нормально повторять слова, например, так: "Я хочу-хочу-хочу это печенье". Но ребенок с заиканием несколько раз повторяет вместо слов звуки: "Я х-х-х-хочу это печенье". Врачи считают, что ребенок, который повторяет звуки в словах более двух раз, обнаруживает начальные признаки заикания.
Хотя ученые все еще не уверены в происхождении заикания, они предполагают, что оно возникает вследствие генетической предрасположенности. Случаи заикания обычно встречаются у нескольких членов семьи. Ребенок со стойкими явлениями заикания, возможно, подвергается сильному стрессу в семье. Заикание может наблюдаться у него во время очень сильного волнения. Заикание у ребенка с наследственной предрасположенностью провоцируется любыми другими факторами. Заикание никогда не следует рассматривать как дефект, считают врачи. Поэтому очень важно не допускать упреков в адрес этого ребенка со стороны родителей или учителей.
У взрослых периоды заикания наблюдаются крайне редко. Обычно они являются показанием для обращения к врачу. Заикание может возникать после микроинсульта, так называемых динамических нарушений мозгового кровообращения. В редких случаях после травмы головы или энцефалита, воспаления головного мозга человек, ранее никогда не страдавший расстройствами речи, начинает заикаться. Если вдруг вы начнете заикаться, считайте это настораживающим симптомом и немедленно обращайтесь к врачу.
ЛЕЧЕБНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ СМЯГЧЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ СИМПТОМОВ
Ребенок, начинающий заикаться, скорее, нуждается в помощи логопеда, чем врача. Но профессиональная терапия -- это только отправная точка. Чем больше помощи получит ребенок от родителей и учителей, тем легче он справится с заиканием. Это касается не только детей, но и взрослых тоже. Иногда заикание проходит самостоятельно, но есть много способов помочь ребенку преодолеть его и дальше следить за своей речью.
Вот некоторые указания по поводу правильного поведения с детьми, страдающими заиканием.
Обратитесь за профессиональной помощью. Самое подходящее время обращения за помощью к логопеду -- начальный этап заикания у ребенка дошкольного возраста. Но делать это надо осторожно. Когда лечение начинают до начала занятий ребенка в школе, оно оказывается очень успешным. Специалист, по-видимому, посоветует вам периодически приводить ребенка на проверки и консультации, чтобы вам было легче заниматься с ним в домашних условиях.
Обращайте больше внимания на смысл того, что говорит ребенок. Научитесь внимательно слушать его. Сядьте рядом с ребенком и поговорите с ним откровенно. Убедите его в том, что вы слушаете его и заботитесь о нем. Очень важно уметь слушать то, что ваш ребенок пытается сказать вам, и меньше внимания обращать на то, как он это делает.
Не надо говорить быстро. Если вы обычно говорите быстро, постарайтесь сознательно снизить скорость речи. Вы покажете своему ребенку хороший пример, которому он может следовать, когда будет говорить сам. Кроме этого, во время медленного разговора ему будет легче концентрировать внимание на словах. Таким образом, вы обеспечите более благоприятную атмосферу для общения с ребенком.
Создайте "зону спокойного общения". Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка каждый день было время, когда все внимание уделялось бы ему одному и не возникало бы соперничества с другими детьми. Когда появляются конфликты между братьями и сестрами, вам нужно вмешаться и успокоить детей. Ребенок, который страдает заиканием, всегда должен иметь возможность высказаться в свою очередь.
Поговорите с ребенком перед сном. Постарайтесь как можно чаше разговаривать с ним перед сном. Такие тихие беседы могут продолжаться всего 10--15 минут, но нужно попытаться проводить их несколько раз в течение недели. Очень полезно каждый день вести с ребенком спокойное обсуждение интересующих его вещей. Эти беседы оказывают расслабляющее действие. Разговаривая с ребенком, сохраняйте спокойный тон и не выдвигайте каких-либо требований. Можно также почитать какой-нибудь рассказ и обсудить его содержание. В беседе следует избегать прямых вопросов типа: "А чем ты занимался сегодня?".
Откажитесь от запретов. Ребенок может чувствовать, что его заикание является нежелательной темой для обсуждения, потому что о нем никто не упоминает открыто. Родители должны положить конец этому. Говорите со своим ребенком о его заикании. Выразите ребенку свою эмоциональную поддержку словами: "Тебе было непросто сказать это, не так ли?" Если вы приободрите ребенка разговорами на данную тему, он поймет, что может обсуждать больной для него вопрос столько, сколько ему захочется.
По-современному его называют «логоневроз». Им страдают от 2 до 3 процентов населения России. Заболевание, как правило, начинается в детском возрасте, причем у мальчиков. Это объясняется тем, что они в отличие от девочек позже начинают говорить, более пугливы, возбудимы и чаще попадают в травмирующие психику ситуации.
СОБАЧКА БЕЖАЛА, «ГАВ» СКАЗАЛА
Испуг чаще всего связан с нападением животных и птиц: драчливых петухов, попугаев, собак, кошек, коров, коз, лошадей. Они кусают, царапают, клюют, бодают. Бывает, что при этом физическая травма небольшая, но психическая - огромная и приводит к логоневрозу. Ребенка может напугать и домашний скандал, побои, а то и просто шутка товарищей, братьев или сестер.
Страх темноты, одиночества, неуверенность в себе, невыученные уроки, боязнь уколов, кошмарные сны, навеянные просмотром «ужастиков», тоже способствуют заиканию. «Сбой в системе» происходит на уровне речевого центра коры головного мозга, в результате чего нарушается обмен информацией между мозгом и мышцами речевого и дыхательного аппарата. Мышцы отвечают на сбой судорогой, что ведет к изменению темпа и ритма, то есть плавности речи.
Иногда заикание связано с травмами мозга. Органические заболевания нервной системы, тяжело протекающие беременность и роды у части детей сказываются на речевом аппарате. Ребенок может начать заикаться после кори, коклюша, воспаления легких, проведенных оперативных вмешательств. Наследственность - не последний фактор в возникновении логоневроза.
Ему способствуют быстрая и невнятная речь членов семьи и самого ребенка; позднее речевое развитие или, наоборот, опережающее развитие речи, леворукость ребенка. Особая причина возникновения болезни - заикание по подражанию. В таких случаях необходимо срочно изолировать «подражателя». За последнее время участились случаи заикания в двуязычных семьях в момент становления речи у ребенка.
В большей степени подвержены опасности развития логоневроза дети с повышенной раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью, плохим сном или, наоборот, чрезмерно робкие.
Особо стоит истерическое заикание - при нем шепотная речь, речь наедине с самим собой, пение не нарушены. Как только появляется зритель или иная выгодная для больного ситуация - невыученный урок, желание обратить на себя внимание или вызвать жалость к себе, начинаются шероховатости речи.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста мало обращают внимания на свою речь, чего не скажешь о подростках и юношах, для которых даже незначительный дефект речи может быть поводом для невротических реакций и выработки чувства неполноценности. Заикание является помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни. Затрудняя общение, оно часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность, зависимость от окружающих.
ГОВОРИМ ЧЕТКО И ПЛАВНО
Отсюда вытекает целесообразность раннего начала лечения, которое, как правило, длится от 3 до 5 месяцев, включая логопедию, рациональную психотерапию, аутотренинг, гипноз, физио- и фармотерапию, фитотерапию, иглоукалывание, занятия с психологом и другие методы. Все они направлены на преодоление патологии речи и пересмотр своего отношения к дефекту. Лечение может быть индивидуальным и групповым.
Иногда практикуется «одномоментный» способ снятия заикания. По мнению врачей-психотерапевтов, он малоэффективен и дает много рецидивов. Оптимальным методом лечения остается гипноз, проводимый врачом-специалистом. 80% больных излечивается. Вреда от проводимой гипнотерапии не бывает. Дошкольникам и младшим школьникам гипноз не проводится. А уже с 13-14 лет можно подключать гипноз.
Аутогенная тренировка широко применяется для лечения заикания. В результате систематических занятий можно достичь расслабления артикулярно-голосового аппарата, снять скованность, напряжение в области диафрагмы, ликвидировать волнения и страхи. Занятия лучше начинать под руководством опытного инструктора. Самостоятельно освоить аутогенную тренировку тоже можно, но на первых порах бывает трудно добиться релаксации и тепла, на фоне которых проводится самовнушение.
Иглоукалывние дает определенный результат, если сеансы проводит врач с соответствующей подготовкой. Фитотерапия не является основным методом лечения, но без нее не обойтись с «расшатанными» нервами, она показана как взрослым, так и детям. Пациентам необходимо наедине чаще говорить, читать, петь во весь голос. Заикание требует упорного, настойчивого и длительного лечения. Любой, даже самый маленький успех должен окрылять.
Комментарии клинического логопеда Татьяны Николаевны Алексеевой:
Если заикание у вашего ребенка только что появилось, необходимо обратиться к логопеду, психотерапевту или неврологу. Более трудными являются случаи, когда родители не предпринимают попыток помочь своему ребенку и «запускают» речевое расстройство, полагая, что оно пройдет само собой.
Если заикание не лечить, оно может приобрести хроническую форму, и тогда потребуется гораздо больше усилий для его устранения. Работа по преодолению заикания очень сложна, трудоемка, требует индивидуального подхода и комплексного лечения. Но при условии большого желания пациента, его настойчивости в достижении цели, при помощи квалифицированных специалистов можно достичь хороших результатов при устранении патологии даже в весьма зрелом возрасте.
Дифференцированный подход к проблеме каждого пациента с учетом особенностей его нервной системы и психики, точная диагностика, медикаментозная поддержка, использование современных эффективных методик позволяют правильно организовать и успешно осуществлять коррекционную работу.