Поощрения и наказания
или мотивация
#1Отправлено 30.08.2013 - 15:36
Девочки, давно задумываюсь на таким вопросом, как мотивация деток! Мотивацию деньгами или конфетами не приемлю, а вот что-то другое! В общем, по порядку.
Ехали мы как-то с мероприятия, на котором дочка вела себя не фонтан. Ну и я в воспитательном порыве ей - больше никуда тебя не возьму, будешь дома одна сидеть. Но придет тот самый "следующий раз" и все всё забудут и поедут вместе счастливые. Я о том, что объективное ощущаемое наказание не наступило. Есть некий эфимерный "следующий раз", есть, в принципе, понимание, что к тому времени всё забудется и все. А хочется большей конкретики и наглядности мотивации. И вот над чем я задумалась - сделать такие себе фишки или еще чего( звездочки, медальки, у кого на что фантазии хватит). И ввести такую себе систему - наказание минус энное количество фишек, поощрение - плюс соответственно. А по итогу недели или месяца эти фишки обмениваются на какие-то развлечения, игрушки или наоборот ограничения. Вот как-то так. Я пока не практикую это, т.к. есть много спорных моментов. А именно, с одной стороны ре будет понимать наглядно что он сделал хорошо или плохо. А с другой не будет ли в нем развиваться излишний меркантилизм? Вот этот вопрос меня очень мучает. Потому и пишу сюда. Хочу послушать другие мнения. Корректировки, предложения и конструктивная критика принимаются! Если отзовутся психологи - буду вдвойне благодарна!!!! Другие ответы в этой теме#21Отправлено 01.09.2013 - 13:39
Девочки, а никто не читал книгу "Дети с небес"? Там эта проблема описана. Мотивировать ребенка не наказанием, а наоборот поощрением. Воспитывать в ребенке не покорность и бездумное послушание, а сотрудничество, тогда его поступки будут идти не по привычке или из-за страха наказания, а от души!
#22Отправлено 01.09.2013 - 19:47 Виктория Ив (31.08.2013 - 21:06) писал(а):
У меня есть другое опасение - ребенок привыкнет все делать за что-то, а не потому что маму с папой слушать надо или помогать на добровольных началах! А сочетание - это да, это факт. А у меня, кроме этого, есть еще одно опасение. Чтоб ребенок не думал, что он получает игрушки, вкусняшки и т.д. только за то, что он ведет себя так, как надо родителям, а не просто так, по любви, так сказать)) Потому что это, имхо, не совсем правильно, какое-то воспитание приспособленца получиться может. Дети ж быстро правила игры усваивают.... Katyushka, абсолютно согласна с этим: Цитата Воспитывать в ребенке не покорность и бездумное послушание, а сотрудничество
#23Отправлено 05.09.2013 - 14:11 Katyushka (01.09.2013 - 13:39) писал(а):
Девочки, а никто не читал книгу "Дети с небес"? Там эта проблема описана. Мотивировать ребенка не наказанием, а наоборот поощрением. Воспитывать в ребенке не покорность и бездумное послушание, а сотрудничество, тогда его поступки будут идти не по привычке или из-за страха наказания, а от души! я сейчас читаю. очень обоснованные мысли. а до этого прочла Кэтрин Кволкс "Радость воспитания" (советую) - там мысль о поощрених тоже так обоснована, что трудно не согласится, но она отличается от Грея Виктория Ив (30.08.2013 - 15:36) писал(а):
Девочки, давно задумываюсь на таким вопросом, как мотивация деток! Мотивацию деньгами или конфетами не приемлю, а вот что-то другое! В общем, по порядку. Ехали мы как-то с мероприятия, на котором дочка вела себя не фонтан. Ну и я в воспитательном порыве ей - больше никуда тебя не возьму, будешь дома одна сидеть. Но придет тот самый "следующий раз" и все всё забудут и поедут вместе счастливые. Я о том, что объективное ощущаемое наказание не наступило. Есть некий эфимерный "следующий раз", есть, в принципе, понимание, что к тому времени всё забудется и все. А хочется большей конкретики и наглядности мотивации. И вот над чем я задумалась - сделать такие себе фишки или еще чего( звездочки, медальки, у кого на что фантазии хватит). И ввести такую себе систему - наказание минус энное количество фишек, поощрение - плюс соответственно. А по итогу недели или месяца эти фишки обмениваются на какие-то развлечения, игрушки или наоборот ограничения. Вот как-то так. Я пока не практикую это, т.к. есть много спорных моментов. А именно, с одной стороны ре будет понимать наглядно что он сделал хорошо или плохо. А с другой не будет ли в нем развиваться излишний меркантилизм? Вот этот вопрос меня очень мучает. Потому и пишу сюда. Хочу послушать другие мнения. Корректировки, предложения и конструктивная критика принимаются! Если отзовутся психологи - буду вдвойне благодарна!!!! Вик, прочти книги, выше описанные, и все вопросы и сомнения отпадут у тебя
#25Отправлено 05.09.2013 - 14:37 Katyushka (01.09.2013 - 13:39) писал(а):
Девочки, а никто не читал книгу "Дети с небес"? Там эта проблема описана. Мотивировать ребенка не наказанием, а наоборот поощрением. Воспитывать в ребенке не покорность и бездумное послушание, а сотрудничество, тогда его поступки будут идти не по привычке или из-за страха наказания, а от души! Почитаю, очень любопытно, т.к считаю что сотрудничать с ребенком можно лет с 9-ти ( и то пока не уверена, т.к нет опыта еще), да и то не всегда!!! Что значит сотрудничать? Если ребенок день за днем проверяет и пытается отодвинуть границы дозволенного? Можете кидать в меня тапками, но ПОСЛУШАНИЕ на первом месте, а на каком мотиве оно строится - страх, привычка, доверие, авторитет, любовь, это зависит от родителей. Может у кого-то и есть такие дети, которые в 2 - 4 года ( для примера) в моменты истерик ( или увлечены баловством) готовы к сотрудничеству, то я завидую. Со своего опыта могу сказать, что когда ребенок чем-то увлечен, неважно хорошим или плохим, то обратить его внимание на себя стоит немалых трудов. Я говорю о достойном поведении родителей. #27Отправлено 05.09.2013 - 14:58
Почитаю, почитаю о сотрудничестве. Я даже не представляю как это выглядит в ежедневной практике. Например иногда я могу с дочкой договорится о чем-то, но это не всегда работает.
Не верю что истерик у детей может не быть))) они на то и дети - познают мир и проверяют родителей на прочность))) Пошла в инет искать книгу)))
#28Отправлено 05.09.2013 - 15:04 Сын: Я хочу ХВОХ Мама: Зачем? Сын: Я буду играть. Это здорово. Там можно двигаться. Мама: А почему у тебя все еще его нет? Сын: Потому что ты не покупаешь! Мама: А почему я не покупаю? Сын: Потому что у тебя денег нет. Мама: Совсем-совсем нет? Сын: Есть, но на ХВОХ ты их не потратишь Мама: А почему? Сын: Потому что ты их тратишь на другие вещи. Мама: На какие? Сын: Наверное, на более нужные. Мама: Что может изменить ситуацию? Сын: Если мы будем меньше тратить? Мама: От чего ты готов отказаться ради ХВОХ? Сын: От кино и конфет Мама: Можешь посчитать, сколько за месяц сэкономишь таким образом? Сын: Около тысячи Мама: Сколько месяцев будешь так копить на ХВОХ? Сын: Полтора года. Мама: Можешь подождать полтора года? Пожить полтора года без кино и конфет? Сын: Нет Мама: Есть еще идеи? Сын: Я пойду работать? Мама: Куда тебя возьмут в 11 лет работать? Кто тебе будет платить? Сын: Никуда. Не знаю. Мама: Пока ты этого не знаешь, пока не придумал, как зарабатывать деньги, что еще ты можешь предложить для достижения цели? Сын: Тебе надо больше зарабатывать. Мама: Прекрасно. Можешь подсказать, как мне больше зарабатывать? Сын: Больше работать. Мама: А где мне взять на это время? Сын: Что-то другое не делать. Мама: Например? Не спать, не есть, не отдыхать я не могу. Куда еще уходит мое время? Сын: Ты еще ходишь в магазин, готовишь, моешь посуду. Мама: Что еще? Сын: Еще пылесосишь Мама: Что из этого я могу не делать? Кто будет делать это вместо меня? Сын: Я могу пылесосить, мыть посуду. Мама: Супер! Я как раз собиралась покупать посудомойку. Она стоит столько же, как ХВОХ. Но если посуду будешь мыть ты, то посудомойка мне не нужна. Ты готов мыть посуду каждый день, если мы купим ХВОХ? Сын: Конечно! Мама: Ты готов мыть полгода посуду, пока снова не накопим на посудомойку? Сын: Готов. Мама: А если ты не выполнишь договоренность? Если я куплю ХВОХ, а ты откажешься мыть посуду? Как мне тогда поступить? Сын: Ну, будет честно, если ты заберешь у меня ХВОХ Мама: А если ты наиграешься за два дня, ХВОХ тебе надоест и ты перестанешь мыть посуду? У меня тогда не будет ни денег на посудомойку, ни чистой посуды. Что я буду чувствовать? Что бы ты почувствовал на моем месте? Сын: Что меня обманули. Мама: Ты будешь дальше продолжать верить человеку, который тебя обманул? Сын: Нет. Мама: Будешь дальше с ним о чем-то договариваться, что-то для него делать? Сын: Нет. Мама: У тебя будут еще какие-то желания, после того, как ХВОХ получишь? Сын: Конечно. Мама: То есть, ты понимаешь, что если ты, получив ХВОХ, нарушишь условия нашей договоренности, то дальнейшие твои желания я не буду стараться выполнить? Ты понимаешь, что в твоих интересах выполнять условия договора? Сын: Конечно. Мама: Что может помешать тебе выполнить условия? Сын: Я могу устать. Мама: Как предлагаешь решать проблему? Сын: Давай у меня будет выходной от посуды в воскресенье Мама: Хорошо. Договорились? Сын: Договорились. Сравните с другим диалогом: Сын: Я хочу ХВОХ Мама: Давай я куплю, но за это ты всегда будешь мыть посуду в течение года, кроме выходного дня. А если не будешь, то я тебе больше никогда ничего не куплю. Вроде бы договоренность по факту та же самая. Но результат – разный. Во втором случае условия ребенку навязаны взрослым. В первом случае — ребенок сам (с помощью наводящих вопросов) пришел к договоренности, а значит уровень осознанности и ответственности за соблюдение условий договора будет выше. И еще ребенок получил опыт решения жизненной задачи #29Отправлено 05.09.2013 - 15:16
Вик, мальчику 11 лет.
Я думаю для детей дошкольного возраста их обещания не имеют ценности. А если представить похожий диалог с дошкольником?)))) Хочу, хочу, ну и что, все равно хочу, купи, буду слушаться (тут же забыто обещание))), купи, купи,купи, ты меня не любишь, купииии!!!! То что ты написала больше похоже на сказку))) а реальность вон какая)))) А, кстати, муж мой, с дочкой так и разговаривает, у него и терпения хватает и аргументов, только далеко не всегда есть плоды таких разговоров. Мне кажется или свои желания ставит выше всех аргументов, или эмоции зашкаливают не знаю точно почему не всегда действует.
#30Отправлено 05.09.2013 - 15:22
Оля, согласна, что приведенный диалог слишком сложен для наших деток, но можно попробовать на более простых примерах.
Привожу одни из... Саша: Мама, я хочу гулять ( в магазин, мороженное, мультики - нужное подчеркнуть)))) Я: Ну ты же плохо себя вела? Саша: Да -Должно быть наказание? -Да, но я хочу гулять. -И что ты предлагаешь? -Я хочу гулять -Ты должна быть наказана за плохое поведение ( уточняем какое именно)? -Да -Как? -... -Есть 2 варианта - или ты не идешь гулять , или получишь ремня ( постоишь в углу, не будешь сегодня смотреть мултики и т.д), тогда можешь идти гулять Дальше Саша сама выбирает себе наказание. Может, конечно, не самый удачный пример, но как-то так.
#33Отправлено 05.09.2013 - 15:48
Оля, диалог, конечно, не о мотивации и поощрении, но что-то в этом есть. В данном случае, ребенок плохо вел себя, мы его наказали, сказали за что. И вот сидит она , не понятно за что наказанная ( ей так кажется, хоть и объяснили), обиженная на всех, злая в какой-то мере и разочарованная. Ей кажется, что наказание несправедливое ( сужу по себя и своим ощущениям из детства). А так она согласилась, что провинилась, сама это проговорила, сама сказала, что должна быть наказана, сама выбрала наказание. И вроде как должно лучше усвоится, что это плохо, что это влечет за собой последствия, но обиды и злости нет, вроде как. Сама накосячила-сама виновата!
#34Отправлено 05.09.2013 - 15:56
Не, я тож готова к тапкам, но именно послушание, чтоб во всем и всегда - это не есть совсем хорошо.
Ведь от того же ребенка, когда он станет подростком, мы резко начнет уже требовать ответственности, сознательности и осознанности в поступках. И ужасаемся, что их нет. А откуда этим качествам взяться, если ребенок привык, что все решают родители, а его задача - только сделать так, как мама сказала? Только в подростковом возрасте могут появиться уже и другие авторитеты, кроме родителей. Понятно, что когда ребенок маленький, решения принимают родители, но их главная задача, имхо, дать ребенку прочувствовать, что он тоже участвует в принятии решений. Чтоб он думал, что родители с ним советуются и считаются с его мнением. Понятно, что это требует от мамы фантастического терпения, фантазии и изобретательности, но на то ж она и мама, правда? Иллюстрации на тему (мною применяются подобные, ребенку сейчас 2,9) Пора домой с прогулки. Вариант 1-й. Мама "Я сказала домой, значит домой" или "Идем потому что надо, пора и т.д." Вариант 2-й. Мама "А хочешь (а давай) мы сейчас пойдем домой и там поиграем в интересную игру, почитаем сказку, попьем какао с плюшками, посмотрим мультик и т.д. " (как говорится, нужное подчеркнуть, зависит от интересов ребенка и фантазии мамы) И в том, и в том случае домой попадем. Но во втором случае, имхо, ребенку комфортнее, потому что решение приняли вместе (ведь звучали ж фразы хочешь, давай и т.д.) Другой пример - ребенок кидается песком, дерется ну или еще чего. Вначале предупреждаю, ну стандартно - нельзя песком кидаться. Потом говорю "Сына, или ты продолжаешь кидать песочек, и мы сразу же пойдем домой, или ты прекращаешь кидаться, и мы еще будем гулять и ты поиграешься с детками". Так сказать, правило 3-х предупреждений. Если еще раз кинул, то в охапку и домой, но рассказываю, что я ж тебя предупреждала и предлагала выбор, ты сам выбрал. Естественно, не сразу сработать может, но после 3-4 и т.д. повторений уже работает. Ну и т.д., и т.д. Правда, нервы надо железные, это да (или много
#36Отправлено 05.09.2013 - 21:39 Solne4nayOlga (05.09.2013 - 15:16) писал(а):
Вик, мальчику 11 лет. Я думаю для детей дошкольного возраста их обещания не имеют ценности. А если представить похожий диалог с дошкольником?)))) Хочу, хочу, ну и что, все равно хочу, купи, буду слушаться (тут же забыто обещание))), купи, купи,купи, ты меня не любишь, купииии!!!! То что ты написала больше похоже на сказку))) а реальность вон какая)))) Соглашусь с Олей, с дошкольником не договоришься особо. Доче 3 года и месяц. Развитая, умная девочка, в 80% послушная))) Но сейчас ходим в сад, копирует нещадно поведение других деток. Стала больше баловаться... Меня реально уже чуть не трусит периодически. Пример: идем из сада, мирно беседуем в подъезде. Переступает порог квартиры и понеслась в грязных ботинках по комнатам!! говорю спокойно 3 раза, беру в охапку, ставлю в коридоре и прошу снять обувь. При этом постоянно говорю, что обувь грязная, мама убирала, расстроилась - реакции ноль. Бегает по квартире. Начинаю орать!!! Соседи подумают, наверное, что я психбольная, ведь три минуты назад все спокойно было. Действует! Потом не хотим мыть руки, сует пальцы в рот, с боем делаем это... Меня уже почти трясет. Ребенок видит, что дело плохо: "Мама, я тебя люблю сильно-сильно. Больше не буду баловаться. ХоЛоСо?" У меня стыд появляется, что я не сдержала свои эмоции (ей это пытаюсь не показывать). Не буду долго описывать, но за сегодняшний вечер доча 3 раза извинялась. В общем, выговорилась немного. В такие моменты слабости думаю, что второго ребенка моя нервная система просто не выдержит! #37Отправлено 05.09.2013 - 21:42 Bunny (05.09.2013 - 15:56) писал(а):
Не, я тож готова к тапкам, но именно послушание, чтоб во всем и всегда - это не есть совсем хорошо. сколько живу, не встречала детей уж послушных на 100%, а ты видела? точно так же, как и нет уж совсем отрицательных персонажей. Везде полутона, просто каких-то больше цветов, а каких-то меньше...
#38Отправлено 05.09.2013 - 21:54 alena_alis (05.09.2013 - 21:42) писал(а):
сколько живу, не встречала детей уж послушных на 100%, а ты видела? точно так же, как и нет уж совсем отрицательных персонажей. Везде полутона, просто каких-то больше цветов, а каких-то меньше... Согласна. Просто прозвучала фраза, что прежде всего послушание, оно на первом месте. Вот с этим я не согласна, что послушание прежде всего. Как-то так. Не люблю я слово послушный, совсем. Вот не вижу я логики - ко взрослым людям слово "послушный" мы если применяем, то как-то с негативным оттенком, а от детей требуем послушания. Как то мне кажется, что послушание должно быть с умом, а не безусловным рефлексом.
#39Отправлено 05.09.2013 - 21:56 alena_alis (05.09.2013 - 21:39) писал(а):
Соглашусь с Олей, с дошкольником не договоришься особо. Доче 3 года и месяц. Развитая, умная девочка, в 80% послушная))) Но сейчас ходим в сад, копирует нещадно поведение других деток. Стала больше баловаться... Меня реально уже чуть не трусит периодически. Пример: идем из сада, мирно беседуем в подъезде. Переступает порог квартиры и понеслась в грязных ботинках по комнатам!! говорю спокойно 3 раза, беру в охапку, ставлю в коридоре и прошу снять обувь. При этом постоянно говорю, что обувь грязная, мама убирала, расстроилась - реакции ноль. Бегает по квартире. Начинаю орать!!! Соседи подумают, наверное, что я психбольная, ведь три минуты назад все спокойно было. Действует! Потом не хотим мыть руки, сует пальцы в рот, с боем делаем это... Меня уже почти трясет. Ребенок видит, что дело плохо: "Мама, я тебя люблю сильно-сильно. Больше не буду баловаться. ХоЛоСо?" У меня стыд появляется, что я не сдержала свои эмоции (ей это пытаюсь не показывать). Не буду долго описывать, но за сегодняшний вечер доча 3 раза извинялась. В общем, выговорилась немного. В такие моменты слабости думаю, что второго ребенка моя нервная система просто не выдержит!
#40Отправлено 05.09.2013 - 22:02 Bunny (05.09.2013 - 21:54) писал(а):
Вот не вижу я логики - ко взрослым людям слово "послушный" мы если применяем, то как-то с негативным оттенком, а от детей требуем послушания. Как то мне кажется, что послушание должно быть с умом, а не безусловным рефлексом. ну не знаю, я не вижу негатива в слове "послушный": будь то взрослый, а будь ребенок. Пришло на ум, как муж мой нервничает если доча не выполняет его просьбы мгновенно. Говорю ему всегда: "Тебе 30 и то НИКОГДА с первого раза просьбы не выполняешь, а ей 3 и ты еще хочешь что-то...." Просто часто мы взрослые многого требуем от детишек, забываем оглядываться назад... miracle78 (05.09.2013 - 21:56) писал(а):
Договориться с ней не могли даже бабушки-Макаренки)) Но лет после 5 хоть можно стало провести переговоры и прийти к компромиссу)) Жду переходный возраст- пью капли)))) ты знаешь, насколько и наша бабушка "Макаренко", но и у нее проскакивают уже нервные срывы. Тешу себя мыслью, что скоро капризы дочи пройдут. Кстати, капли, таблетки меня не берут почему-то. Спасибо, Танек, за понимание. А то иногда прям поедом ем себя за срывы...
1 человек читают эту тему
|