Ранее развитие мода или необходимость.
#42
Отправлено 05.06.2009 - 08:39
Родственники считают меня ленивой и безответственной. У меня трое детей (старшей дочери - четыре с половиной года), а я, представьте себе, не занимаюсь с ними ни чтением, ни письмом, ни математикой. Более того, я рада, что с бабушками дети проводят не больше шести часов в неделю, из которых на обучение приходится меньше половины. А значит, в оставшееся время я смогу уменьшить негативные последствия чрезвычайно высокой обучающей активности. Почему я пропагандирую столь непопулярные в современном мире взгляды? Откуда пришло ко мне "тайное знание" о вреде раннего интеллектуального развития?
В наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в "информационном обществе", что главным в наши дни является интеллект. Из этого многие родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее. На самом деле ранний старт не всегда дает преимущество. Постараемся аргументировать эту позицию и проиллюстрировать ее конкретными примерами.
В ущерб здоровью
В качестве врача-невролога мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Каждую неделю ко мне приводят малышей, у которых эти симптомы появились в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха ребенка и снимают с него львиную долю интеллектуальной нагрузки.
Почему так происходит? Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом - за движение и только потом - за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.
Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов - и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.
На прием приходит мама девочки трех с половиной лет. И жалуется, что в детском саду девочка начала заикаться. Из беседы я узнаю, что малышка "плохо сидит на уроке, через десять минут выпадает с занятия, молчит, если ее вызывают к доске прочитать стишок".
Мама искренне считала, что проблема - в ребенке, что девочка слишком застенчива. Над чем мы стали работать? Было понятно, что на первой же консультации мама не примет решение поменять сад. Мы назначили курс дыхательных упражнений, пение и двигательную терапию. Девочка ходила в садик, но "учителя" перестали вызывать ее к доске - мама поговорила с ними по нашей просьбе. (Здесь и далее МЫ - это команда специалистов, которая собирается для коррекции одного или нескольких детей.)
Спустя месяц запинки в речи стали появляться только на фоне сильного потрясения. Тогда мы добавили занятия с логопедом и игротерапию, включающую сенсорную стимуляцию - рисовали руками, "плавали" в сухом бассейне, играли в ролевые игры. Еще через месяц мама сменила девочке садик. В другом саду малышка много играла, общалась с детьми и нормально отвечала во время занятий. Уровень интеллектуальных занятий в той группе был вполне физиологичен - уроки в игровой форме, часто просто на ковре. Изучали не буквы и цифры, а формы, цвета, понятия один - много, часть и целое… Девочка сейчас учится в массовой школе, почти отличница, и вся семья как страшный сон вспоминает свою растерянность перед ее заиканием.
Что же произошло? Эмоционально, физически и психически нормальный ребенок попал в ситуацию, в которой испытал чрезмерное напряжение, физиологически не соответствующее его развитию. Мы провели разгрузочную программу, которая способствовала уменьшению напряжения и возвращению ребенка в русло адекватного развития.
Человеческое общение
У многих детей психологическое напряжение вызвано другой общей причиной - высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью. Чем больше родители будут стремиться "развивать" своих суперспособных чад, тем раньше и тем острее проявятся психические нарушения, если ребенок имеет к ним склонность. В то время как без чрезмерных нагрузок ребенок мог бы прожить жизнь психически здорового человека или же нарушения проявились бы лишь в старшем возрасте.
Для многих молодых родителей интеллектуальное развитие в ущерб эмоциональному стало нормой жизни. Замотанная мама лишний раз не приласкает малыша, не поцелует и не погладит его. Грудничок подолгу лежит в мокрых пеленках, мама радуется, что он нетребователен, интересуется только развивающими игрушками и не теребит ее за фартук. В два года малыш начинает говорить длинными фразами и цитировать стихи. Родители опять радуются и отдают его в языковую группу. До трех лет все нормально. А потом ребенок становится неуправляем, отказывается слушаться взрослых, а порой перестает говорить вообще.
Конечно, этот абзац не может полноценно обрисовать спектр эмоциональных и волевых проблем, в результате которых проявляются тяжелые психические заболевания, но в общем и целом картина именно такова. В нашем центре и подшефных детских садах мы работаем с такими детьми, играем с ними в телесно ориентированные игры, приучаем к самостоятельности, прививаем навыки опрятности и социально адаптируем малышей. Вовремя начатая эмоциональная коррекция позволяет многих отдавать в массовые школы, не отдаляет их от сверстников. К сожалению, бывают случаи, когда родители все-таки не прислушиваются к рекомендациям и интеллектуально перегружают детей. Дети выпадают из общественной жизни, переводятся на домашнее обучение, часто получают серьезную терапию психотропными препаратами.
Поэтому я советую при нарушении контакта с сыном или дочкой как можно раньше обратиться к специалисту. Помните, что развитие имеющихся способностей может совсем подавить те функции, которые в организме работают плохо.
Второй язык - особая тема
Отдельно хотелось бы сказать о двуязычных семьях. Педагоги считают, что ребенку эмигрантов легко освоиться в новой языковой среде, поскольку психика детей гораздо более пластична, чем психика взрослых. На самом деле все это верно лишь для абсолютно здоровых детей.
Об этом нужно помнить и родителям, которые стремятся как можно раньше обучить детей иностранному языку. Ограничения здесь таковы: если у ребенка есть замедление темпов психического развития, если он на первом году жизни имел задержку двигательного развития, то ему нельзя ходить на такие занятия без пристального контроля со стороны невролога. Ребенок, который не имеет представления о право - лево, внутри - снаружи, больше - меньше, не умеет общаться со сверстниками, истеричен или заторможен, получит лишь отрицательный заряд для собственного развития. Сил его организма не хватит и на компенсацию физиологической задержки, и на интеллектуальный толчок.
Во втором классе массовой школы учились две сестры-погодки. Младшая успешно усваивала пройденный материал, играла в подвижные игры со сверстниками. На приеме мама сказала, что старшая девочка на первом году жизни была мало активна, поздно начала держать голову, переворачиваться, мало ползала, пошла в год с небольшим. Младшая росла бойкой и неленивой, начала переворачиваться в три месяца, поползла в шесть, проявляла чудеса исследовательской деятельности - в семь месяцев научилась открывать коробочки, в восемь - расстегивать молнии.
Из Таджикистана семья перебралась в Москву, когда девочкам было 4 и 5 лет. Старшая замкнулась на новом месте жительства, хотя интеллектуальный уровень развития вроде бы соответствовал возрасту. Младшая сестра хорошо адаптировалась, у нее появилось много друзей во дворе, болела она меньше старшей. В восемь лет старшая пошла в школу одновременно с младшей. В течение первого года проблемы были общие - новый коллектив, незнакомая обстановка (девочки не посещали детский сад). Но вот во втором классе младшая стала отличницей, а старшая попала в отстающие.
На приеме у невролога было выявлено много проблем. Но решили мы начать с занятий с логопедом и зарядки для мышц языка. Довольно быстро девочка стала раскованнее, речь стала более плавной и четкой. Девочка начала посещать группу, где училась общаться со сверстниками. К сожалению, процесс реабилитации в школе был не столь успешным - у детей и учителя сложился стереотип отношения с девочкой. Мама была готова перевести ее в другую школу. Но мы пошли другим путем. Стали усиленно заниматься с девочкой, посоветовали ей нанять репетиров. Перевели ее на индивидуальное обучение, за год она осилила программу двух лет и перешла по итогам тестирования в пятый класс. Где новые дети и разные учителя по достоинству оценили ее способности.
Проблема этой семьи заключалась в том, что, попав в необычную языковую среду, девочка испытала проблему острой дезадаптации. Погружение в двуязычную среду стало непреодолимым социальным фактором, поскольку девочка имела проблемы со здоровьем.
Елизавета Меланченко,
врач-невролог
Статья из апрельского номера журнала
#43
Отправлено 05.06.2009 - 08:40
сейчас многие домохозяйки намногообразованее тех, кто работает
По вопросам совместных покупок - любые вопросы
- справа зеленая кнопка онлайн помощи
- ICQ - 5036159
********************
Везение - понятие относительное. Кому-то повезло - деньги нашел, а кто-то радугу увидел.
#44
Отправлено 05.06.2009 - 08:47
Проблема раннего развития детей вот уже долгое время является одной из самых дискуссионных. Несмотря на то что многие психологи, гигиенисты и физиологи все чаще говорят о вреде вмешательства в естественное развитие ребенка, среди родителей и педагогов растет число тех, кто считает, что ребенок должен научиться читать, писать и считать как можно раньше.
Разобраться в этой проблеме решили представители Федерации Интернет-образования, которые на одном из своих сайтов организовали всероссийское родительское интернет-собрание «Раннее развитие: за и против».
Судя по количеству виртуальных участников (более 200 человек), эта проблематика заинтересовала многих. Большинство из вопросов, которые родители малышей задавали специалистам, было вынесено на круглый стол (не виртуальный, а реальный), состоявшийся 12 сентября.
Среди его участников — известные педагоги и психологи, имеющие собственное отношение к этой проблеме. Мнения некоторых из них по ряду вопросов не совпадали, что придавало заседанию определенную динамику. Правда, до настоящей полемики дело не дошло: как это часто бывает в педагогических кругах, светила просто не слушали друг друга, стремясь во чтобы то ни стало высказать собственную точку зрения.
Тем не менее обсуждение было вполне корректным и каждый раз направлялось в позитивное русло благодаря мастерству ведущей Виктории Соломоновны Юркевич (заведующей лабораторией проблем развития одаренности Московского городского психолого-педагогического института).
УЙДЕМ ОТ БАНАЛЬНОСТИ
В начале круглого стола В.С. Юркевич сформулировала ряд вопросов, ответ на которые и было предложено найти участникам.
Если учесть, что на круглых столах, как правило, ничего не решается, данное мероприятие прошло достаточно продуктивно. По крайней мере, приглашенные на него представители СМИ, да и сами его участники, смогли существенно расширить свое представление о раннем развитии детей.
Правда, создавалось впечатление, что выступающие не всегда говорят на одном языке. В частности, под термином «раннее развитие» в ряде случаев подразумевалось естественное развитие малыша, а иногда — целенаправленное воздействие на ребенка.
По мнению В.С. Юркевич, основная проблема, которая беспокоит подавляющее большинство родителей, — нормально ли развивается ребенок. К сожалению, эта тревога, а также стремление, чтобы их малыш не отстал от сверстников и даже обогнал их, приводит к тому, что многие родители (да и педагоги тоже) чрезмерно увлекаются обучением детей чтению и письму чуть ли не с пеленок.
Виктория Соломоновна справедливо считает, что в этом случае естественное, «природосообразное» развитие заменяется формированием навыков, которые мало что дают для развития интеллекта малыша.
Другая важная проблема, которая возникает в ходе развивающих занятий с маленькими детьми, — методы их поощрения.
К сожалению, постоянное «расхваливание» ребенка имеет не менее пагубные последствия, чем указание на допущенные им ошибки.
Так надо ли «следовать за ребенком», ориентируясь на его желания, интересы и потребности? Как уйти от банальности в педагогическом воздействии на ребенка и при этом не навредить ему? С такими вопросами Виктория Соломоновна обратилась к коллегам.
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ И ОДАРЕННОСТЬ
Ю.Д. Бабаева (доцент факультета психологии МГУ) заметила, что, на ее взгляд, критерии раннего развития часто отождествляют с одаренностью. Хотя сама Юлия Давыдовна оставила открытым вопрос, действительно ли раннее развитие (здесь подразумевается овладение речью, чтение и т. д.) связано с одаренностью.
В ряде случаев раннее интеллектуальное развитие может стать поводом для беспокойства родителей, поскольку нередко приводит к задержке развития эмоциональной сферы. Отсюда — часто встречающаяся неустойчивая самооценка у одаренных детей.
При этом нельзя отрицать, что многие дети обладают теми или иными врожденными способностями (дети-вундеркинды). Правда, по мнению Ю.Д. Бабаевой, надо уметь различать «естественных» и «сделанных» вундеркиндов.
В последнем случае возникает вопрос: стоит ли рисковать будущим ребенка за счет сиюминутных, пусть и выдающихся успехов? Ведь никто не знает, какими могут быть последствия искусственного стимулирования раннего развития.
Несколько иную точку зрения на раннее обучение детей высказал А.И. Савенков (доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ). Он считает, что вред малышу может нанести не раннее развитие, а методы, с помощью которых это развитие осуществляется. Сам термин «обучение», считает Александр Ильич, ассоциируется с чем-то неприятным, хотя в идеале обучение должно быть приятным и естественным.
Существующие возрастные границы, определяющие познавательные возможности детей, по мнению А.И. Савенкова, не более чем миф! Вред развитию интеллекта и креативности ребенка раннее обучение может принести лишь тогда, когда оно осуществляется традиционными методами. Но применение творческих, исследовательских методик для занятий с маленькими детьми приносит им только пользу. Правда, констатировал Александр Ильич, таким детям нечего делать в школе в первые годы. Но это уже проблема школы, а не ребенка.
В целом же А.И. Савенков считает, что мы стоим на пороге революции в начальном образовании.
ЛУЧШЕ СЛУШАТЬ, ЧЕМ ЧИТАТЬ!
Некоторые участники круглого стола выразили свое несогласие с категоричными утверждениями А.И. Савенкова. Основным его оппонентом стала В.С. Юркевич, которая, в частности, не согласилась с необходимостью раннего обучения детей чтению. Виктория Соломоновна разделяет точку зрения, что обучить чтению в возрасте до трех лет можно практически любого ребенка. Но нужно ли это? Главное, чтобы в процессе чтения ребенок получал радость. А до трех лет чтение не может быть для малыша познавательно адекватной деятельностью. Другими словами, он не может осознавать в полной мере смысл того, что он читает, а тем более получать от этого удовольствие.
Часто механическое чтение приводит детей к разочарованию в этом процессе, и, вырастая, многие из них категорически отказываются читать или делают это крайне неохотно. Ведь смысл раннего развития — в получении ребенком радости от усложнения познавательной деятельности. Гораздо больше информации малыш получает, слушая кого-нибудь из взрослых.
Сомнения по поводу пользы раннего развития высказала и Ю.Д. Бабаева. Для закрепления того или иного навыка у маленького ребенка нужен огромный арсенал постоянно меняющихся развивающих игр! С этой точки зрения существующие технологии раннего развития несовершенны.
О том, что для ребенка важна не только интеллектуальная, но и социальная одаренность, говорила Ирина Алексеевна Хоменко (кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург). Установка на академические достижения, часто навязываемая родителями маленьким детям, блокирует у последних умение устанавливать контакты и активно взаимодействовать с другими людьми.
Эту мысль продолжил Д.В. Ушаков (вице-президент Европейского комитета по образованию одаренных детей и юношества при Совете Европы). Он обратился к присутствующим с вопросом: что важнее для ребенка — любовь к нему со стороны близких или стремление развить его интеллект? Сам Дмитрий Викторович явно отдает предпочтение любви.
Д.В. Ушаков полагает, что развитие социальной и духовной одаренности у ребенка гораздо важнее, чем развитие одного только интеллекта.
А.М. Кушнир, представившийся как «специалист в области начального образования», сделал довольно резкое заявление: «Чем вам не угодило своевременное развитие ребенка?» В своем выступлении Алексей Михайлович обратил внимание на противоречие, которое, по его мнению, существует между теориями Л.С. Выготского (обучение ведет за собой развитие) и Ж. Пиаже (принцип природосообразности развития).
В.А. Рыбаков (журнал «Семья и школа») считает, что почти всем детям не хватает любви!
ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ ВЫГОТСКИЙ ПИАЖЕ?
С выводом А.М. Кушнира не согласилась В.С. Юркевич. Принцип природосообразности призывает не только «идти за ребенком», а учитывать при обучении его возможности. Выготский пошел дальше, развивая этот же принцип. Задача зоны ближайшего развития — дать ребенку то, что он «берет» сам. Следуя логике Льва Семеновича, родители и учителя должны не слепо следовать за ребенком, а изучать его познавательные возможности и на их основе повышать сложность развивающих задач.
При обсуждении проблем раннего развития не мог не всплыть вопрос о приобщении детей к компьютеру.
Ю.Д. Бабаева считает, что делать окончательные выводы о вреде или пользе общения ребенка с компьютером пока рано. Психологические последствия увлечения малышей компьютером могут быть самыми разными. Главное здесь — наличие хорошо продуманных развивающих программ и игр, а также грамотное их использование.
В ходе работы круглого стола обсуждалось множество вопросов. С содержанием некоторых выступлений и дальнейшими комментариями родителей и специалистов можно познакомиться на Интернет-сайте: www.parent.fio. ru. Там же постоянно действует форум «Родительское собрание», где свое отношение к проблеме раннего развития может высказать любой желающий.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Федерация Интернет-образования
Тел.: (095) 954-62-84
#46
Отправлено 05.06.2009 - 09:22
противоречие в статье на лицо. Здесь дело было не раннем развитии, а в боязни садика - в три года вызывать к доске рассказать стишок - я и в 14 иногда боялась выходить :)
сначала пишется зачем это надо. а потом, что именно индивидуальный подход и занятия помогли раскрыть ребенка - вывод очевиден - такие занятия нужны!
По вопросам совместных покупок - любые вопросы
- справа зеленая кнопка онлайн помощи
- ICQ - 5036159
********************
Везение - понятие относительное. Кому-то повезло - деньги нашел, а кто-то радугу увидел.
#47
Отправлено 05.06.2009 - 09:25
#48
Отправлено 05.06.2009 - 09:28
из опыта знаю - были бы такие занятия и игрушки бесплатными - противников раннего развития было бы намного меньше
вот, например, если бы вы пришли в садик, государственный, а вам говорят - у нас группы по 4-6 человек, один часик в день мы занимаемся в игровой форме, играем развивающими игрушками - вы были бы против?
По вопросам совместных покупок - любые вопросы
- справа зеленая кнопка онлайн помощи
- ICQ - 5036159
********************
Везение - понятие относительное. Кому-то повезло - деньги нашел, а кто-то радугу увидел.
#49
Отправлено 05.06.2009 - 09:31
МНЕ ВАС ИСКРЕННЕ ЖАЛЬ...
ЭТО ПРОСТО ОТ НЕПОНИМАНИЯ САМОГО ТЕРМИНА "РАННЕЕ РАЗВИТИЕ" - вообще это изначально неправильный термин, для кого-то и в 25 лет будет рано, а для кого-то и 2,5 месяца не рано. Есть развитие ребенка раннего возраста и это ребенок от 1 года до 3 лет. А нужно вообще-то еще раньше играть с малышом заниматься в младенческом возрасте, давать ему разнообразные стимулы, чтобы помочь как можно лучше развиваться.
У деток все написано на лице и с годовасиком даже к психологу ходить не надо, чтобы увидеть занимаются ли с ним родители - у
деток отличаются глазки - у тех детей с которыми не занимаются глазки пустые ничего не выражающие...(не хочу даже об этом говорить расстраиваюсь)
КТО СКАЗАЛ ЧТО РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ЭТО НАСИЛИЕ??? Знания подаренные с любовью -это насилие??? Знания ведут к добру и детки которые много знают это очень обаятельные дети, с ними интересно, у них нет времени на капризы, они сами находятся в постоянном поиске всего нового и интересного.
Самое большее что может дать учитель своему ученику это привить любовь к своему предмету. И тогда ученик сам узнает об этом предмете все, что угодно!
ВОТ ЭТО ИСТИННА!!! К сожалению ни для кого не секрет, что в школе она не выполняется, да и опираясь на исследования нейрофизиологов изучающих многие годы мозг человека В ШКОЛЕ УЖЕ БЕЗНАДЕЖНО ПОЗДНО!!!
#50
Отправлено 05.06.2009 - 09:34
Кстати на домашние роды многие тоже идут не от большого ума, а желая съэкономить... Так что по моему спор бессмысленный Каждый выбирает сам... Жаль, что страдают дети
#51
Отправлено 05.06.2009 - 09:36
Тем более что мы першли уже к глобальным проблемам в воспитании - нужно ли решать за ребенка, чем ему в жизни заниматься. А это уже можно в отдельную темку переносить Правда, модератор?
#53
Отправлено 05.06.2009 - 09:50
#56
Отправлено 05.06.2009 - 11:21
Если мама оптимистична, ведет активный образ жизни, сама умна и развита, во все свои дела заинтересовывает своего ребенка - это и есть залог счастливого развитого ребенка! Nata, я думаю это о тебе! Это здорово, что ребенок бывает на улице, в общественных местах, все изучает, а мама всему способствует. Можно и книжечку почитать, и мультики посмотреть и в зоопарк сходить и в песочницу.
Если же мама сама по себе злобная и смотрит букиных и дом-2 днями на пролет, а в перерывах между этим тягает в спецшколу для раннего развития - чтоб ее чадо было самым умным, что ж из этого будет? (никого здесь не имею ввиду!!!!!!)
Вобщем пример родителей - самый лучший образовательный стимул!
Лично я всегда ориентируюсь тем, чтоб моему ребенку было интересно. Интересно было б поехать в новое место, зайти в зоомагазин посмотреть хомячков, походить по большим магазинам, потоптать клумбу, поплавать в бассейне , почитать книжку, подергать кота за хвост. При этом я не уделяю все свое время ребенку, стараюсь, чтоб она иногда играла сама, а я занималась своими делами. Или пусть помогает, правда пока помощник еще маловат.
Да, я один раз ездила в школу раннего развития - опять же из интереса. Да, позновательно, но ходить туда я решила не целесообразным. Пожалуй, лучше мы будем ходить к сверстникам в гости, гулять на площадке, играть дома с мамой, папой.
#57
Отправлено 05.06.2009 - 11:23
верно говоришь!
По вопросам совместных покупок - любые вопросы
- справа зеленая кнопка онлайн помощи
- ICQ - 5036159
********************
Везение - понятие относительное. Кому-то повезло - деньги нашел, а кто-то радугу увидел.
#59
Отправлено 05.06.2009 - 11:49
Полезная вещь, если мамашам скучно, не с кем общаться! Я вот посмотрела на это дело и сделала вывод, что там мамы между собой больше общаются. Так же как другие во дворе)))
#60
Отправлено 05.06.2009 - 11:56
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных