Вирус под названием «раннее развитие детей» поразил многих молодых родителей крупных городов. Все вдруг озаботились обучением чтению с двух лет, английским языком и музыкой — с трех, дальше по нарастающей: драмкружок, кружок по фото, хореография и так далее…
Вероятно, широкий размах этого бедствия связан с тем, что подросла генерация неработающих мам с большими амбициями. Обычно это образованные женщины от 25 до 30 лет, которые или вкладывают в своего единственного ребенка все то, что они сами недополучили в детстве, или реализуют таким образом творческую энергию. Свою энергию. Бывает и наоборот. Работающие мамы боятся, что из-за своей занятости не смогут дать ребенку чего-то, и компенсируют отсутствие своего внимания всевозможными занятиями. Но где же золотая середина?
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
Десять лет назад, когда только появились кубики Никитина, развивающие игры, это было так здорово, так ново! И мамы, получившие отпуск на три года, с увлечением бросились в это играть. Поначалу от идеи раннего развития была одна сплошная польза. Пока это не стало модным.
В чем состоял принцип раннего обучения и развития? Играя, обучать потихонечку детишек английскому — в песенках, лепке —— с кукольным театром, чтению — по вывескам. Именно в игре, так как задача была — не обучить детей предмету, а показать многообразие мира, научить получать удовольствие от интеллектуальных и творческих занятий, пообщаться с собственными детьми.
Но жестокая «тетя Мода» потихоньку набирала обороты, и вот уже на голову ребенка обрушиваются бесконечные, многочисленные курсы и занятия. Мамы удивлялись: почему малыш плачет и не хочет идти на занятия? Он и так устал после садика, ему домой хочется, к маме, к своим игрушкам, к телевизору, в конце концов. А его тащат на какие-то совсем ему ненужные занятия, отрывают от мамы, а ведь он так по ней соскучился за день!
Принцип червяка
У Дейла Карнеги встречается очень доходчивый образ: «Когда вы идете ловить рыбу, вы насаживаете на крючок червяка. Хотя лично вы предпочитаете клубнику со сливками. Но рыба любит червяков, поэтому вы предлагаете ей червяка, а не клубнику».
Давайте скажем честно: все дополнительные занятия (в большинстве случаев) тешат честолюбие родителей. Да, конечно, встречаются дети с ярко выраженными способностями и потребностями. Эти способности надо развивать, холить и взращивать. Но большинству малышей хватает их занятий в детском саду. Стандартная программа средней группы детского сада включает в себя лепку, рисование, музыкальные занятия, математику, конструирование, чтение, природоведение и физкультуру. В некоторых садах есть еще платные уроки иностранного языка и ритмики. Для маленького человечка это уже немало.
Детеныш не понимает, что иностранный язык необходим для его будущей карьеры. Он любит эти уроки потому, что учительница молодая и красивая («клубника со сливками») и ласково с ним разговаривает. Или не любит — если учительница не нравится.
У детей должно быть детство
Беззаботное детство, наполненное покоем и радостным ожиданием нового дня. Игрушки, машинки, скакалочки и салочки. Со сказками, прочитанными на ночь мамой, не потому, что так надо, а потому, что так сладко сидеть у мамы на руках и не бояться. Впереди долгая жизнь, и всю эту жизнь предстоит учиться. А детство промелькнет быстро, и пусть останутся об этом детстве чистые, светлые воспоминания. Если этого нет, дети, напичканные всевозможными знаниями и навыками, но обделенные родительским вниманием и любовью, рано или поздно попадают к детскому психологу. С жалобами на энурез, плохой сон, необщительность. Неконтактные, зажатые, прекрасно обученные дети. Не лишайте их такой простой радости: играть, катать машинки, рисовать каля-маля, баловаться. Это время скоро пройдет.
Конечно, все желают своему чаду только самого лучшего. Оставить ребенка в покое, чтобы он рос «как трава», — тоже не лучший вариант. Другое дело, что заниматься с ребенком есть смысл ради его благополучия, а не для того, чтобы было что предъявить друзьям и знакомым. Ребенку нужно, чтобы вы помогли ему развиваться в его собственном темпе и сами принимали деятельное участие в его развитии. Ведь воспитание, в конце концов, означает не воздействие, а взаимодействие, сотрудничество с ребенком. И самое главное в нем — это не притупить природную любознательность ребенка и отвечать на все его вопросы. Не страшно, если ребенок научится читать, только пойдя в школу в семилетнем возрасте. Хуже, если он еще до школы потеряет интерес к обучению как к деятельности, которую ему навязывали с самого рождения. Ведь дело не в том, сколько и чего будет знать малыш, а в том, каким он вырастет — любознательным и творческим или озлобленным занудой, который много о чем слышал, но ничего не хочет.
Недостатки «раннего старта»
В наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в «информационном обществе», что главным сегодня является интеллект. Из этого многие родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее. На самом деле ранний старт не всегда дает преимущество. Постараемся аргументировать эту позицию и проиллюстрировать ее конкретными примерами.
Мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.
Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.
У многих детей психологическое напряжение вызвано другой общей причиной — высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью. Чтобы этого, не дай Бог, не случилось с вашим ребенком, не забывайте, что он все-таки не объект, а субъект обучения, не ходячий «пентиум», а человечек, со своими вкусами, склонностями и интересами.
Практические советы родителям
Для того чтобы родители не увлекались чрезмерно слишком ранним и чересчур «всесторонним» развитием своего чада, психологи советуют им соблюдать нехитрые правила. Вот некоторые из них.
Не превращайте успехи малыша в повод продемонстрировать перед знакомыми его необыкновенные способности. Из этого он вынесет одно: я занимаюсь не потому, что мне интересно, а для того, чтобы удивить маминых подруг.
Не гонитесь за модными рамками Монтессори, кубиками Никитина и т.д. Может быть, начать стоит с обычной детской пирамидки и деревянного конструктора — ведь это тоже развивающие игры.
Сегодня существует масса развивающих методик, но вовсе не обязательно следовать принципам единственной. Выберите в каждой то, что близко и понятно вам и интересно малышу.
Решив заняться ранним развитием, не скупайте подряд все пособия. Пусть ребенок сначала освоит что-то одно.
Никто вам не скажет, в каком возрасте вашего ребенка надо учить цветам или цифрам. Только вы сами можете решить, с чего начинать занятия. Главное — не переусердствуйте и не перегрузите малыша знаниями, а двигайтесь вперед постепенно — от очень простого к простому, от простого — к чуть более сложному.
Откажитесь от соблазна выделить для «развития» определенное время. В этих занятиях регулярность — не самое главное. Гораздо важнее для них хорошее настроение родителей и малыша, увлеченность и желание «развиваться». Прислушайтесь к ребенку, который вдруг увлекся только буквами или только складыванием кубиков. Пусть он занимается тем, что ему интересно, а не тем, что у вас сейчас по расписанию.
Не настаивайте на занятиях, если ребенок поглощен игрой в куклы или машинки. А если вас именно сейчас обуял развивающий зуд, попроситесь в его игру.
Самая лучшая «методика» развития — общение. Ваши занятия будут односторонними, если между ними вы не будете говорить с ребенком. О чем? Да обо всем на свете...
Я начала читать в полтора года. В два бабкам безграмотным газеты читала. Отличалась особой рассудительностью. Мама думала, я вундеркинд. И что? В школе мне было патологически неинтересно с обычными детьми. Классе в 7-ом пришло осознание того, что эти все мои знания триста лет никому не нужны (половина и мне не нужна даже). Сейчас я ничем не отличаюсь внешне от тех, кто читать и считать в школе учился. Ни рога, ни копыта не выросли. И гениальности никакой нет, слава тебе Господи. Искренне желаю своей дочери не обладать никакими ярко выраженными талантами, они сильно усложняют жизнь и вредят психике.
Каждый ребенок – гений. И мой отпрыск не исключение. Беда лишь в том, что у нас, родителей, свой взгляд на это явление. Мы хотим видеть своих детей умными, образованными, воспитанными. А как этого добиться? Ясное дело – через учебу. Вот мы и записываем кроху в различные кружки чуть ли не с пеленок. И не задумываемся, а получим ли то, к чему стремимся?
Слишком хорошо – тоже нехорошо Обобщив свои знания с мнениями психологов и педагогов, я получила следующее. Мозг ребенка развивается до года. А, по мнению психологов, весь процесс обучения происходит до трех лет. Затем идет, как бы это назвать…запоминание, что ли. То есть до трех лет ребенок реально учится. А потом все остальные приобретаемые знания ложатся на эту базу и запоминаются. Лучше или хуже – это кому как повезет. Может быть, именно в этом кроется секрет, почему один отличник, а другой троечник?
Начинаем учиться Но вернемся к нашим гениям. Развивать детей надо обязательно. И начинать прямо с пеленок. Но всякая учеба должна проходить в игровой форме, и строго дозировано. Большинство психологов полагают, что в раннем возрасте важно заложить основы гармоничной личности. И с помощью обучения «выровнять» характер и интересы малыша. Например, неуклюжему, болезненному, «зажатому» карапузу полезно будет заняться физкультурой. Только не готовьте его в профессионалы! Гимнастика, подвижные игры, плаванье – помимо общего оздоровления ребенок получит навыки общения. Крохе, который любит быть в центре внимания, подойдет домашний театр (он же поможет и стеснительному малышу). Вообще, в этот период (от 0 до 3 лет) ваша цель должна быть одна: сформировать общую базу знаний и умений, чтобы последующее «запоминание» прошло максимально эффективно. Независимо от того, занимаетесь ли вы с ребенком сами или собираетесь отдать его в группу раннего обучения, помните: гармоничное развитие – разностороннее. Не ставьте пока конкретных задач типа «научимся читать в три года» или «выучим английский язык за полгода». При разностороннем развитии результат может быть и таким, но задача ваша – «вообще».
Три кита Как правило, родители начинают обучение с «трех китов»: чтения, письма и основ математики. Некоторые российские педагоги предлагают включить в этот список еще несколько наук: химию, географию, рисование (или лучше сказать – искусствоведение), физику. «Да как же это возможно?», - спросите вы. «Младенцу в пеленках – физику?!». Вот именно. Мы, взрослые, забываем, что эти науки нас окружают в повседневной жизни. Родителям нет нужды стоять у детской кроватки с учебником и бубнить теоремы и законы. Повесьте на стену таблицу Менделеева и почитывайте ее иногда ребенку. Это не химия в обычном понимании, но названия элементов подспудно запоминаются. Также будет «действовать» и карта мира (помните, предложенную нами географию?). Малыш незаметно для себя будет запоминать расположение стран и очертания материков. Репродукции картин помогут освоить «искусствоведение», при этом старайтесь использовать разные жанры (натюрморт, портрет, пейзаж). Конечно, вам придется объяснить крохе, в чем особенности каждого жанра. И не думайте, что ваши слова улетают в пустоту. Даже простые фотографии родных дают ему понимание принципа художественного воссоздания. А с физикой вообще просто – игрушка на резинке прыгает вверх – вниз, раскачивается вправо – влево. Получая удовольствие от игры, ребенок осваивает названия движений.
Чтению карапуза тоже обязательно надо учить. И чем раньше, тем лучше. Сначала дайте ему книжку, обязательно с картинками. Знакомство малыша с окружающим миром начинается с визуального контакта, поэтому и книжку он будет разглядывать с удовольствием. Картинки постарайтесь выбрать простые, яркие и достаточно крупные, не перегруженные персонажами. А во время просмотра книг разговаривайте с крохой, поясняйте увиденное (так развиваются его разговорные навыки). Не волнуйтесь, если ребенок будет рассматривать одну и ту же книжку сто пятьдесят раз подряд – повторенье – мать ученья. Доказано, что дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на одном занятии, хорошо говорят. Чтобы малыш полюбил книги, ему, прежде всего, нужны книги. Если у вас дома подобрана хорошая библиотека, то для крохи чтение будет вполне органичным занятием.
И проявляйте, пожалуйста, уважение к маленькому «читателю» и его «библиотеке». Поставьте детские книги на общую полку, но так, чтобы ребенок в любой момент мог до них дотянуться. В глазах карапуза это здорово повышает ценность его книг, ведь они стоят рядом с «взрослыми».
А, читая, сохраняйте зрительный контакт с малышом. Он будет чувствовать, что чтение (повествование) обращено к нему, а вам будет видно, какие чувства вызываются у маленького слушателя. Математику, т.е. цифры можно показывать хоть на картинках, хоть на пальцах. Мы с сыном, например, просто считаем все подряд. Свои пальчики, ступеньки, машинки – в ход идут любые предметы. Попутно выясняем, что цифра «3» похожа на букву «з», и что у всех людей по пять пальцев на каждой руке – ноге (проверили!).
С письмом у малышей сложнее – вместо красивых ровных букв получаются «каляки – маляки». Да и не письмо это скорее, а приучение к карандашу. Ребенок учится держать сей неудобный предмет и тем самым развивает движения ручек.
Казалось бы, чего лучше – с пеленок воспитываем гения. Однако не все так просто. Разностороннее образование необходимо. Есть даже шутливая характеристика первоклассного работника: «узкая специализация + широкий кругозор». То есть «обучение в пеленках» является первым шагом к будущим успехам в жизни. Но ребенка очень легко перегрузить, «сломать». Поэтому родители должны быть начеку, ведь «все есть яд, все есть лекарство», разница лишь в дозе.
Очень важно не перегрузить кроху информацией. Если ваше чадо посещает какой – либо кружок, то делать это лучше не чаще 1 - 2 раз в неделю. Для ребенка до 3 лет этого вполне достаточно. Изучение иностранного языка – дело серьезное даже для взрослого. А для детской психики это большая нагрузка. Поэтому малышовые занятия должны проходить только в игровой форме. И грамматику оставить на потом, пока же заняться словарным запасом.
Для маленьких моцартов нужно устраивать «часы тишины». Детки, занимающиеся музыкой в той или иной форме, должны слушать и тишину. Телевизор, радио, магнитофон при этом лучше выключить. Так эффективно разгружается детская психика.
Вы уже обратили внимание, что упор делается на игровую форму обучения. Помимо облегчения восприятия, при этом учитывается вот какой фактор: маленький ребенок физиологически не приспособлен к тому, чтобы сидеть неподвижно (послушно – тихо) хотя бы 10 минут. Прежде чем жаловаться на неусидчивость карапуза, попробуйте перестроить свои занятия. Память и внимание у него до 5 лет непроизвольны, т.е. он замечает только то, что ему интересно. А игра- это интересно всегда.
Каким бы вундеркиндом не был ваш отпрыск, ему жизненно необходимо общение со сверстниками. Коллективное копание в песочнице развивает умение общаться с людьми и жить в реальном мире. Неправильно построенные занятия и перегрузка информацией могут повлиять на физическое и психическое состояние крохи. Нельзя заставить карапуза заниматься неинтересным ему делом, не причинив вреда детской психике. Если у ребенка вдруг испортился характер, появились нарушения речи, несуществующие (или возникшие) болезни, то умерьте свой пыл. Малыш может протестовать пассивно, а может устраивать истерики. Врачи говорят, что такие болезни нервного (психосоматического) происхождения сейчас не редкость. Ведь чрезмерная нагрузка является стрессовой ситуацией для крохи. У жертвы неудачно построенного раннего обучения в будущем возникают серьезные проблемы со школой. Хотя обычно детки восторженно воспринимают этот « взрослый» этап своей жизни.
Психологи говорят, что ребенка не надо воспитывать, с ним надо жить. А еще говорят, что родители – первые учителя. И от нас зависит, насколько ярким, продвинутым будет малыш. Главное – не наломать дров, не сломать росток. Успехов вам!
Мы ходили в школу раннего развития,только из-за того чтоб потом было легче в школе.На счет того что очень легко, не скажу,но предметы усваивает хорошо,пишет-один из лучших, общее развитие...Основу может заложить только педагог и индивидуальный подход нужен обязательно!Думаю не стоит делать выводы по первому посещению или по краскам кот. они рисуют,надо присмотреться в первую очередь к педагогу ведь он должен научить его всему играя!
полностью согласна с автором статьи детства нельзя лишать хотя с другой стороны пока мама в декрете она может уделить внимание своему ребенку а с выходом на работу внимания все меньше и меньше а с появлением второго ребенка)) сами понимаете первый ребенок ---слабое звено.
Лично меня не воспитывали не по какой методике! Ходила в обычный садик и иногда, переодически, на какие-нибудь кружки. И я не считаю, что с меня выросло что-то необразованное или недоразвитое!!!!
Quote (lugamama)
Вирус под названием «раннее развитие детей»
Действительно "вирус"! Это не необходимость, а мода какая-то! Чтоб было чем похвастаться перед другими мамочками. ИМХО. Думаю можно и нужно заниматься с ребёнком, только без фанатизма!!!!!
Помнится что подобная тема уже была... Считаю это даже не модой а уже прибыльным бизнесом. Сейчас мама покупая книжку или игрушку для ребенка несомненно отдаст предпочтение той, на которой будет написано "для раннего развития". На этом производители и играют, а также цены ломят. Давно знали, что мелкая моторика подготавливает руку к письму и развивает речь-моя мама давала мне в мешочках фасоль, крупу, давала вырезать картинки- а сейчас есть шнуровки по 70 грн. штука опять же с надписью для раннего развития. Ну и все в этом духе. Мне кажется скоро этот вирус пройдет. Как только упадет потребительский спрос на эти вещи. Мы уже обсуждали тут, что достаточно заниматься с ребенком повседневными делами, чтоб он принимал в них участие и воспитывать его прежде всего добрым, любящим природу и окружающих человечком- а это возможно только на собственном примере и никакая школа или сад раннего развития этого не дадут!
Мурка +100!!!согласна! на нас молодых и амбициозных мамашках делают деньги,а мы ведемся....недавно в дет.саду было общее собрание, рассказывали как важно петь детям колыбельные песенки и дурачится вместе всей семьей,и показывали как самим делать шнуровки и куколок для кукольн.спектакля.главное вместе и с душой, а раннее развитие это больше для мам,для успокоения совести.
Статья опубликована в журнале
«Улица Сезам для родителей», октябрь 1999 г. Обучение с пеленок — проблема родителей (статья под кнопкой Показать)
Скрытый текст
Я предлагаю посмотреть на раннее развитие детей с несколько иных позиций, чем это обычно делается. И, во-первых, хочу сказать, что здесь я не вижу никакой проблемы. Дети прекрасно развиваются в раннем возрасте, поглощая умопомрачительные объемы информации, если им не мешают взрослые. Независимо от того, стремятся ли родители развить ребенка или не делают этого он пройдет колоссальный этап развития именно в первые 3 года жизни, из которых особенно насыщен первый год. Это происходит просто потому, что ребенок так устроен. Но родители, зная об этой природной особенности ребенка и не вполне понимая, зачем она нужна, боятся чего-нибудь недодать своему чаду. Многие из них окрылены идеей развития гения, чтобы гордиться своими достижениями в воспитании дитяти. Ну, очень хочется маме двухлетнего малыша сказать другой маме: «А наш уже читает!» И непременно подчеркнуть — «вот чего мы достигли!», подразумевая, «какая я молодец, какая я замечательная мама».
Раннее развитие ребенка — это всегда проблема родителей, а не малышей. Это всегда стремление испытать гордость за свои родительские достижения, даже если мама и папа искренне уверяют, что они хотят только общения с ребенком, хотят дать ему только самое лучшее. Причем очень часто родители стремятся к этому любой ценой, и все неудачи ребенка рассматривают как личное поражение, подтверждение собственной несостоятельности. Педагоги и психологи из практики знают, что если к ним пришел ребенок, прошедший школу раннего развития, то это, прежде всего, проблемные родители, а потом уже — трудные дети.
Зачем ребенку нужно раннее развитие или аргументы «за»
Главным аргументом приверженцев идеи раннего развития является особенность развития головного мозга ребенка. В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам — на 80%. В самом деле, — это впечатляет! Но это развитие происходит не за счет появления новых клеток мозга, т.е. серого вещества, а за счет разветвления нервной сети, миелинизации нервных волокон и образования связей между ними. Это говорит о том, что задачей развития головного мозга является не столько накопление информации, сколько ее систематизация. Задача накопления информации решается примерно до исполнения малышу 8-9 месяцев, а затем начинается ее систематизация и параллельно продолжается накопление.
А зачем ребенку нужно, чтобы к трем годам была накоплена и систематизирована большая часть информации о внешнем мире? Человек существо социальное и ему необходим развитый мозг, чтобы он мог успешно встроиться в социум. Для этого необходимо овладеть многими понятиями. Например, надо знать иерархию группы и общества, различные формы взаимоотношений между ее членами, запретные зоны, свое положение в группе, культурные особенности, быт и систему хозяйствования. Но кроме этого необходимо также знать и то, что позволит выжить, понять взаимосвязи с окружающим миром и уметь ориентироваться в нем. А для этого необходимо знать животный и растительный мир, атмосферные и астрономические явления, смену времени суток и времен года, и т.д. Таким образом, к моменту социальной адаптации, которая начинается у ребенка примерно в 3-3,5 года, он должен знать все, что поможет ему жить по законам группы и выжить в природной среде обитания. Поэтому в зависимости от сложности устройства социума и условий выживания ребенок усваивает тот или иной объем знаний и проводит взаимосвязи между полученными понятиями. С этой точки зрения его развитие в этот период должны быть оптимальным, востребованным жизненной необходимостью. Поэтому попытки навязать ему программу развития определенную не естественным образом жизни, а рекомендациями папы или мамы, Зайцева, Глена Домана или Никитина, мы неизменно вторгаемся в процесс индивидуального развития ребенка и нарушаем его.
Авторы и разработчики идеи раннего развития
Итак, возможности раннего развития действительно колоссальны и есть механизмы их задействования. В общем, это не новая и вполне доступная информация. Авторы методик раннего развития всегда подают эту информацию как некую диковинку, известную только им. Они наслаждаются этим открытием, и им кажется, что все остальные просто слепцы, которые не видят этих возможностей ребенка. Понятая закономерность позволяет им нажимать на «кнопки», регулирующие развития мозга ребенка, и радоваться — «ура! заработало!».
Интересен тот факт, что подавляющим большинством разработчиков идеи раннего развития являются мужчины: Глен Доман, Масару Ибука, Никитин, Зайцев, Чарковский, Гуттерман. Однако сегодня в психологии и психиатрии доказано, что в отличие от женщины, мужчина не способен к идентификации себя с ребенком раннего возраста. Идентификация с ребенком, это особое состояние женщины-матери, позволяющее ей точно понимать все потребности малыша. Именно поэтому в древних обществах мужчина допускался к воспитанию только после исполнения ребенку 3, а то и 7 лет. В некоторых русских деревнях для мужчины считалось позором, принимать участие в воспитание детей до 3 лет. Если он совершал подобный проступок, то женщины могли его публично побить и с криками выгнать из дому. Отец мог баловать маленького ребенка, но не мог воспитывать или учить его. Известно также, что мальчики переходили на мужскую половину не ранее исполнения им 5-6 лет.
В этих правилах поведения заключалось прекрасное знание психологии пола, и многовековая мудрость — только женщина-мать может точно чувствовать потребности ребенка и не сможет ему навредить. Мужчина же стремится к нововведениям, плохо рассчитывает силу и поэтому ребенок может стать жертвой оплошности или неудачного эксперимента. Вот когда малыш окрепнет и подрастет, у него появится потребность расширить поле деятельности, тогда ему необходимо участие мужчины.
Итак, мужчины придумали, на какие кнопки надо нажимать, чтобы получить вожделенный результат — маленького гения. А что же придумали женщины? А женщины оказались намного мудрее и придумали программу поощрения и поддержки грудного вскармливания, методы мягкой адаптации новорожденного к внеутробному существованию и методику спонтанного развития творческих способностей ребенка.
Чему хотят научить ребенка раннего возраста?
Многообещающее раннее развитие ребенка, которое начинают, чуть ли не на следующий день после родов (чтобы не опоздать), не отличается разнообразием. Если мы посмотрим, какой именно набор знаний вкладывается в понятие «раннее развитие», то мы увидим, что это чтение и счет. Еще говорят о живописи, иностранных языках и музыке, но мало. Если мы вспомним, какой объем системной информации должен усвоить ребенок (иерархия и культура группы, различные формы поведения, объекты живого и неживого мира, атмосферные и астрономические явления и т.д.), возникает вопрос, а не обедняем ли мы его? Не сводим ли мы его по истине гениальные возможности к собственным примитивным представлениям о том, что такое гениальность?
Наверное, для мамы, которая не знает иностранного языка, не умеет складывать в уме трехзначные числа и не любит читать книги, высшее проявление гениальности — это умение читать и считать. Но с точки зрения ребенка это совсем не так. Он готов усваивать знания по зоологии, ботанике, изучать звездное небо, рассматривать облака, познать мир озер, изучить мифологию. Но взрослым трудно дать ему эти знания, они просто не знают этого сами. Зато все они знают алфавит и цифры.
Я знала маму, которая гуляла в парке со своей двухлетней дочкой с определителем растений. Девочка прекрасно говорила и задавала матери многочисленные вопросы: «А это — какое дерево? А эта травка как называется? А это что за цветочек?», на которые та не могла ответить. Закончилось это тем, что дочь поправляла маму, если та забывала название растения, и мама, в конце концов, выучила растительный мир средней полосы. Надо сказать, что до этого момента мамаша знала только три названия деревьев береза, сосна и ель, в чем она откровенно и призналась: «Если бы не дочь, так бы и не узнала. А зачем мне это? Я же не лесничий».
Зачем детям знания, которые им навязывают взрослые?
И все-таки, зачем же родители так упорно хотят, чтобы ребенок умел читать и считать? Ответ прост: чтобы сам читал книги и познавал мир. Но дети не могут познать мир, читая книги. Они просто по-другому устроены и им не нужны те знания, которые нужны взрослым. Более того, они не могут полноценно усваивать информацию теми способами, которыми ее усваивают взрослые. Взрослый человек большую часть информации получает, читая, но она ложится у него на уже сложившийся базис понятий, которые он получил в раннем детстве. У ребенка такого базиса нет, и поэтому прочитанному не на что опереться и не к чему пристроиться.
Специфика детского восприятия состоит в том, что лучше всего они усваивают только то, что видят и слышат, то, что получают в непосредственном общении со взрослыми. Но видеть они должны не знаковые символы (цифры и буквы), а объекты внешнего мира и взаимоотношения в группе людей. Из многолетнего опыта воспитания детей первых лет жизни могу сказать, что они очень хорошо запоминают информацию на слух. Трехлетний ребенок способен рассказывать наизусть сказки и стихи, которые слышал от матери или бабушки в 1,5 года притом, что эти стихи ему больше ни разу не читали. Но малыш не может в 3 года воспроизвести стихи и сказки, которые он прочел в 2 года сам. И здесь дело не в технической стороне запоминания, а в эмоциональности восприятия. Ребенок воспринимает то, что передано в непосредственном общении и окрашено эмоцией и множеством интонаций. Текст же, который он читает самостоятельно, не расцвечен эмоциями, потому что малыш пока не имеет опыта эмоциональной передачи информации. Этот опыт складывается у него в результате длительного ежедневного общения, в результате слушания рассказов и переживания различных событий.
Формирование эмоционального опыта ребенка раннего возраста чрезвычайно важно для развития у него нравственных понятий. Вся информация должна быть пронизана чувствами. Понятия о добре и зле, счастье и горе, и даже понятие о светлом утре, жарком лете, опасной поездке, уютной комнате и старом диване складываются только тогда, когда ребенок непосредственно наблюдает проявления чувств и эмоций, характеризующих эти понятия. А можно ли вложить глубокие и возвышенные чувства в таблицу умножения и счет?
Хочется также сказать о зрительном восприятии объектов внешнего мира. Все знают, что ребенок любит рассматривать и запоминать увиденное. Зная эту особенность ребенка, многие экспериментаторы в игровой форме подсовывают ему таблички со словами, кубики со слогами и т.д., стремясь научить его читать. Наибольшее недоумение у меня вызывает метода развешивания табличек с названиями на все вещи в квартире. Это делается, чтобы ребенок выучил названия предметов, соотнеся объекты с внешним видом слов. Этот метод, к сожалению, не учитывает того, что малыш, глядя на предмет с табличкой, не преследует задачу соотнести объект с его названием, а честно считает, что на всех вещах в доме должны быть вывески. Я думаю, что в таком восприятии мира нет эстетики и реалистичности. Как объяснить ребенку, что остались «неподписанными» деревья в лесу, звезды на небе, облака, цветы и многое другое в этом мире. А еще очень важно понимать, что, глядя на предмет для малыша гораздо важнее соотнести с ним не печатное слово, а услышать как он «звучит». Ребенок занят тем, как вы называете предмет, и какое отношение к этому предмету отражается в ваших словах.
Из этого следует, что детям необходим эмоциональный опыт общения со взрослыми и объектами внешнего мира: мир в глазах ребенка становится живым благодаря переживаемым эмоциям, которые он наблюдает во время общения. Но у взрослых другие цели: им надо, чтобы ребенок самостоятельно читал и считал, т.е. занимал себя сам. Получается, что взрослые хотят чисто технически использовать возможности развития ребенка, ограниченные первыми тремя годами жизни, и задействовать все ресурсы его мозга, но при этом они не хотят тратить на малыша много времени. Они будто бы рассчитывают «вот, я научу его всему сейчас, а потом он уже будет все уметь, и не будет меня беспокоить». Скорее всего, эти цели даже не вполне осознаваемы.
И здесь возникает еще одна проблема — проблема возможностей взрослых. Оказывается, что маме проще написать сотню табличек и развесить их по всей квартире, чем выразительно прочесть сказку «Курочка ряба» 30 раз подряд (а ребенку раннего возраста именно столько раз и нужно, чтобы он был удовлетворен чтением сказки). Родители пытаются технократизировать общение с малышами, сводя его к тем возможностям, которыми располагают сами. И их можно понять. Им трудно читать сказки вслух с выражением по 20 раз подряд, им трудно найти на небе созвездия, определить геологические породы и виды растений и животных, просто потому что у них нет сил и нет должных знаний о мире. Они просто не могут дать ребенку необходимый ему эмоциональный опыт, насытить его жизнь увлекательными событиями и разнообразием. У них даже нет традиционных праздников, возможности каждый день гулять по лесу, или хотя бы по парку, наблюдать за облаками и звездами, мастерить что-то руками для дела, а именно эти несложные события дают наиболее богатые возможности для развития ребенка и познания им мира.
Кто самый умный?
Итак, наши цивилизованные родители японцы, русские, англичане, американцы, немцы, французы и многие другие стремятся полностью задействовать ресурсы развития своих детей и прилагают к этому титанические усилия. Но кто же в итоге оказывается самым интеллектуальным из народов, населяющих мир? Аборигены Австралии, индейцы Америки и другие народности, сохранившие первобытные подходы к воспитанию детей. В свое время Гумилев рассказывал о необыкновенной интеллектуальной одаренности индейцев Северной Америки, которые продолжают вести традиционный образ жизни. Никто из родителей не обучает малышей чтению и счеты в раннем возрасте. Но их дети очень быстро осваивают школьную программу, а затем поступают в высшие учебные заведения и успешно закачивают их, также опережая программу.
Воззрения древних
На каких же принципах строится воспитание детей раннего возраста у нецивилизованных племен. В древности практически все народности считали, что новорожденный ребенок — это целостное существо, обладающее полным вселенским знанием. Его считали божественной сущностью, и поэтому поведение взрослых было ориентировано на удовлетворение всех его потребностей и желаний. По мере роста и приобщения к миру людей ребенок постепенно утрачивал свои связи с миром богов, а вместе с ними и полное божественное знание. Таким образом, в воспитательные задачи взрослых входило сохранение этих изначальных знаний ребенка. Это вполне понятно, — что может быть полнее вселенского знания. Никому не приходило в голову чему-либо учить младенца до исполнения трех лет. Это представлялось абсурдным — ведь никому из нас не придет в голову учить именитого математика таблице умножения. Так же и здесь, как можно осмелиться учить бога человеческим глупостям?
Чтобы сохранить божественные знания дитяти существовала целая система приемов воспитания, среди которых немалое место занимали расспросы ребенка. После исполнения малышу полугода родители, бабушки и дедушки ласковым голосом расспрашивали его об устройстве мира, пытаясь таким образом удержать уходящие знания. И, судя по результатам, это им удавалось.
Спонтанное развитие творческих способностей
Представления о целостности и божественном знании новорожденного были частью представлений о совершенно ином способе восприятия информации. Считалось, что можно все знать, ничему не обучаясь. Эта философия гласила: «В каждой частице Вселенной содержится информация обо всей Вселенной». Значит, в новорожденном уже содержатся все знания о Вселенной, надо только научиться ими пользоваться. Именно на этих представлениях основывались древние методы «развязывания ума» у ребенка, которые сегодня можно назвать методикой спонтанного развития творческих способностей. Эти методы позволяют беспрепятственно осваивать иностранные языки и игру на музыкальных инструментах, делают доступными понимание многих областей знаний, которые кажутся чрезвычайно сложными. Те дети, к которым была применена эта методика, обладают неограниченными интеллектуальными способностями. Наблюдая процесс усвоения ими знаний, складывается впечатление, что ребенок не учится, а лишь знакомится или вспоминает то, что он когда-то хорошо знал. Удивительно, что для раскрытия безграничных возможностей в познании, необходимым условием является правильное пересечение и перевязывание пуповины новорожденного, а затем проведения ряда поддерживающих действий до исполнения ребенку 3-х лет.
Наиболее поразительной является способность к освоению музыкальных инструментов и удивительная музыкальность этих детей. Я это знаю на примере своего дедушки, человека, к которому эта методика была применена. Он беспрепятственно осваивал игру на любом музыкальном инструменте, но особенно любил гитару и мандолину. Никогда не зная ни одной ноты, он делал прекрасные гитарные аранжировки популярных мелодий, за что на конкурсе импровизаторов в 20-е годы получил первый приз — испанскую гитару, инкрустированную перламутром и золотом. Примечателен один случай. Однажды дедушка отмечал какой-то праздник в веселой компании своих товарищей. Когда дело дошло до песен и танцев, оказалось, что из инструментов у хозяев есть только рояль. Дед сел за инструмент, прошелся по клавишам и сказал, что он попробует акомпонировать. Когда компания попела и поплясала, один из товарищей деда сказал: «А я и не знал, что ты на рояле играть умеешь!» На что дед ответил: «До сегодняшнего дня я тоже об этом не знал».
Заинтересовавшись возможностями неограниченного развития интеллекта и творческих способностей я собрала около 500 свидетельств людей, по отношению к которым эти методы применялись, что позволило им осваивать многие области знаний практически без ограничений. В дальнейшем это послужило базой для проведения небольшого эксперимент, в котором участвовало 20 будущих мам. По отношению к 10 новорожденным этот метод был применен, а по отношению к остальным 10 — нет. Через 5 лет можно было судить о результатах по оценке этих двух групп детей. Дети из группы, где применялся метод спонтанного развития творческих способностей, по оценке педагогов, психологов и родителей, действительно проявляли неординарные способности в понимании многих вещей и проявляли неординарные музыкальные способности. Правда, были затруднения в оценке степени их интеллектуальности: у разных детей она проявлялось в той или иной мере, не являясь однородной. Тем не менее, их интеллектуальный уровень явно превосходил уровень детей из контрольной группы. Эти наблюдения, несмотря на ограниченность выборки, являются достаточными, чтобы расширить применение этого метода, тем более, что он выражается в ряде мер, никоим образом не влияющих на здоровье и психику ребенка.
Кроме того, этот эксперимент заставляет задуматься о развитии интеллектуальных способностей вообще. Он открывает принципиально новые, неизвестные ранее возможности развития и подвергает сомнению целесообразность «раннего развития» способностей ребенка с помощью обучения, пусть даже и игрового. Более того, этот эксперимент подтверждает возможность совершенно иного способа получения и использования информации. Существуют механизмы, позволяющие пробудить к жизни и использовать интуитивное бессознательное знание, которое современными людьми практически не используется. Эта возможность значительно облегчает процесс познания и делает его гораздо более эффективным.
Резюме
Итак, необходимость в раннем развитии ребенка несомненна, но методы, которые пытаются для этого использовать, оставляют желать лучшего. Во всяком случае, я не торопилась бы ставить эксперименты на собственном ребенке, тем более, что никто из разработчиков этих методик не говорит о том, что происходит с гениальностью чада к исполнению ему 30 лет. А это очень важно, потому что только к этому возрасту можно произвести оценку педагогического воздействия на ребенка. Если после всех воздействий и воспитательных мер к 30 годам мы получим яркую личность, человека с устойчивыми нравственными понятиями, способностью к творчеству и широкими интеллектуальными возможностями, значит, мы получили хороший педагогический результат. А если нет? …
И еще, существуют совершенно иные пути познания и способы творческого развития ребенка. К сожалению, эти методы остаются сегодня недоступными, хотя именно они наиболее просты и наименее трудоемки. Более того, они известны, и их можно широко применять. Но видимо, современным родителям гораздо проще идти по пути технических решений и рисовать на табличках слова и точечки, покупать кубики Зайцева и т.д.
Парадокс состоит в том, что, стремясь к развитию интеллекта, мамы и папы не замечают информации о возможности его неограниченного развития, которое достигается другими методами, чем они привыкли представлять. Именно поэтому проблемы «раннего развития» — это проблемы родителей и их представлений о развитии, а детям остается развиваться настолько, насколько им это позволяют сделать взрослые.
Моя мама - любительница раннего развития. Отбила у нас с братом всю тягу к знаниям в школе. Т.к. когда мы пришли туда - было не интересно, все уже знали, а потом просто делать уроки и другие не хотелось, в привычку не вошло
Мама рассказывает, что в 2 года я могла прочесть не сложное предложение (со мной же "занимались"!). Зато в школе в 1-м классе я получила 2-ку за то, что не следила по тексту за чтением вслух. А мне скучно было, я уже прочла весь рассказ, пока класс читал первый абзац. А потом от скуки я и вовсе потеряла интерес к учебе (а родители - к занятиям со мной). Всему свое время. Правильно в статье сказано: "Если после всех воздействий и воспитательных мер к 30 годам мы получим яркую личность, человека с устойчивыми нравственными понятиями, способностью к творчеству и широкими интеллектуальными возможностями, значит, мы получили хороший педагогический результат. " Вот когда, я считаю, можно оценить гениальность человека, а не в 2-х летнем возрасте. В 2 года мы все гениальны!
Молодые мамы находятся под постоянным давлением общества себе подобных: «А вот мой Вася уже знает английский алфавит», «А Катенька уже в три года читает длинные слова», «Странно, что Вы еще не отдали Вашего Диму в секцию самбо». И те, кто просто водит ребенка в садик и играет с ним дома в обычные, а не «развивающие» игры, начинает чувствовать себя ущербным! Так ли уж они неправы?
Раннее развитие в моде… Миллионы компаний с удовольствием удовлетворяют возникший спрос: создают новые и новые студии, факультативы, школы, гордо вывешивая на своих веб-сайтах «эксклюзивные» методики и необыкновенные разработки: пальчиковая гимнастика, развитие памяти, моторики, интеллекта и пластики.
Конечно, им надо изощряться в новейших методиках, ведь конкуренция на рынке довольно высока, но вот надо ли все это ребенку? К обычному «советскому» набору дошкольных занятий: английский, бальные танцы, аэробика, легкая атлетика, музыка, добавилось угрожающее количество новых направлений: кунг-фу, йога, тэквандо, карате, балетные танцы, современный танец, флейта или скрипка, математика по японской методике, оригами, теннис, даже обучение экономике!
Пакет предметов дошкольного обучения довольно увесист и напоминает расширенный вариант программы МВА для руководителей. Некоторые дисциплины, например, языки, известный американский педагог Хелен Дорон предлагает начать осваивать уже с трех месяцев!
«Пятизвездочные» детсады и ясли предлагают расширенные программы обучения с кучей предметов. Предполагается, что с самого раннего возраста ребенок должен владеть всем, чем можно, знать в совершенстве минимум три языка, чтобы потом (лет через двадцать!) составить достойную конкуренцию своим ровесникам на рынке вакансий.
Но действительно ли так уж важно, чтобы дитя говорило на трех языках, в три года умело считать, играло на музыкальном инструменте и разбиралось в законах тяготения? Нужно ли вести бедного, уставшего ребенка после детсада или пяти уроков в начальной школе еще и на дополнительные курсы?
Прогрессивные родители имеют по этому поводу свое мнение: да, нужно. Они ссылаются на недавно проведенные нейробиологические исследования, на основании которых якобы выведена следующая теория: чем больше стимуляции и требований к мозгу, тем больше в нем образуется так называемых синапсов (место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой мозга) и тем большей «мощностью» будет обладать мозг.
Мозг сравнивают с пластилином, которому с самого начала можно придавать любую форму и прочерчивать в нем возможно большее количество линий, поскольку через какое-то время этот пластилин затвердеет, и может стать поздно, ребенок, будто бы, так и останется «недоразвитым».
Но сами ученые куда осторожнее в своих оценках, чем те, кто эту теорию пытается претворить в жизнь. Ученые спешат напомнить, что детям, прежде всего, нужны ласка, тепло и постоянное дружеское общение с родителями, а уж потом раннее образование.
И мама, которая все время переживает, достаточно ли развивается любимое чадо – не лучший родитель, ведь дети очень чувствуют беспокойство близких людей и начинают на подсознательном уровне рефлектировать: что же с ними не так? Все это не способствует установлению спокойных, гармоничных отношений в семье.
Получается, что к воспитанию относятся как к научному эксперименту, в котором должны быть обязательно достигнуты определенные результаты – иначе эксперимент напрасен.
О проблеме потери детства, которое проходит в бесконечных занятиях и подготовках домашних заданий к этим самым занятиям (есть и такие системы), первым заговорил американский критик Н. Постман: «Детство становится все короче, на детей взваливают слишком рано груз огромной ответственности, с которой им не справиться. Дети вынуждены слишком рано вести себя как взрослые маленького роста». Детский психолог В. Бергман (Германия) обозначает проблему как «драму современного ребенка».
Все это, конечно, справедливо. Нельзя дрессировать детей, как породистых собак, обучать миллиону ненужных фокусов. Но есть и противоположные мнения: надо же как-то готовиться к школе, где вполне «взрослые» требования и большие нагрузки? Надо, чтобы юный человечек выбрал себе занятие по интересам, а для этого следует сводить его во все имеющиеся кружки. И, как пишут некоторые разумные родители на данную тему в своих блогах, «детство и безделье — не одно и то же. Лучше, если ваш ребенок найдет для себя интересное увлечение, чем свяжется с дворовой компанией».
Родители могут с самого начала задаться вопросом: надо ли посещать тот или иной факультатив моему сыну (дочке)? У них есть к этому способности, или этот курс просто суперпопулярен, или я сам в детстве мечтал о таком хобби, но не мог себе это позволить? Ведь желания и способности родителей и детей – в большинстве случаев далеко не совпадают…
Очень все категорично расписано. Значит если развивать ребенка необязательно, то мамаша может спокойно положить ребенка в кроватку, включить ему музыкальную карусельку и с чистой совестью смотреть в око, курить сигарету и болтать по телефону. ребенок же сам розовьется, зачем напрягаться. По-моему ненужно перегибать палку. Нужно ребенка носить на руках, все показывать, рассказывать, и играть с ним в игры и игрушки. а игрушки и игры все можно отнести к развивающим. в каждой игре, подвижной или нет, ребенок чемуто учится. главное чтоб было с кем играть.
Antonetta, вы правильно рассуждаете. Но для того, чтобы развивать ребёнка, его не обязательно вести в школу раннего развития, главное уделять ему внимание!
Мне до боли знакома тема раннего развития! Я тоже в школу шла, читала, писала и считала, даже поверхностные знания английского были. В садики на утренниках всегда самые сложные тексты учила. Ну и что с этого, в школе мне было абсолютно НЕИНТЕРЕСНО, мне ставили плохие оценки за то, что я крутилась и болтала, а мне просто было скучно. А с английским печально, я его вообще невзлюбила в 5 классе. Дочку ничем не мучаю. Если хочет, читаем, попросит рисовать - рисуем. Для меня важно чтобы ребенок сам хотел чем - то заниматься! А для своих не полных двух лет она развита вполне нормально, очень хорошо высказывает свои мысли и делает логические умозаключения, знает простые стишки, различает фигуры и цвета, кушает, просится на горшок (с 1,7). И это не прилагая особых усилий. Просто я всегда с ней разговаривала и все объясняла, читаем книги, вместе занимаемся домашними делами (печем, убираем, готовим). А вообще каждый родитель сам выбирает, как будет расти его ребенок и навязывать свою мысль я не буду.
А я считаю, что раннее развитие для ребенка очень полезно ребенок открывает для себя мир нового и интересного, все это происходит в игровой форме, ведь в школе учат, а дома ты играешь с ребенком, вы проводите вместе время, веселите. Моей доченьке очень нравиться карточки Домана мы вместе с ней с удовольствием ежедневно смотрим презентации. Я считаю, что в первую очередь раннее развитие это сближение ребенка с родителем и провождение вместе времени с пользой
Красота не спасет мир. Я отказалась. Выкручивайтесь сами
Группа:Житель форума
Сообщений: 2644
Регистрация:21.01.10
Имя:Таня
Район Жовтневый
Благодарили:454 Раз
Отправлено 31.08.2010 - 12:39
Quote (Leominora)
Ученые спешат напомнить, что детям, прежде всего, нужны ласка, тепло и постоянное дружеское общение с родителями, а уж потом раннее образование.
сильные, богатые и знаменитые мира сего зачастую не то, что не занимались ранним развитием, но еще и в школе не очень-то хотели учиться, а выбрав себе в жизни занятие интересное им самим, и стали этими сильными-богатыми-знаменитыми
Если родители четко решили сделать из ребенка (кого-то ) и у них есть планы с перспективой,то конечно же -только центры развития (ведь там обучают специалисты), а если родители между собой недоговорились( кто у них будет),то занятия дома. А на счет богатых и знаменитых я не согласна!!! Именно в детстве закладуется усидчивость, воля,сосредоточенность и смекалка!!! Если бы багатые и знаменитые занимались в шрр (с профессионалами),то они бы уже в детстве стали знаменитыми!!
Беременность и роды Луганск, детский сад Луганска, школа Луганска, отзывы о детских садах Луганска, отзывы о школах Луганска, грудное вскармливание, прикорм, центры развития Луганска, слинги, Луганская область, больницы Луганска, детские магазины Луганска, детская афиша Луганска, общение родителей Луганска, женский форум Луганска, малыши Луганска, календарь овуляции, календарь беременности, консультации врачей онлайн, коляски Луганск, совместные покупки Луганск